Паутина против цунами
Антикризисные меры на Тайване своеобразны и ничем не напоминают российские. Складывается впечатление, что местный бизнес абсолютно кризисоустойчив. По крайней мере сигналов SOS с мольбой о спасении бизнеса в обмен на национализацию здесь точно не услышишь. Такой эффект произрастает из четко выстроенной системы, которую можно назвать «центр — спутники».
На острове создана модель, при которой крупное предприятие, находящееся в центре своеобразной бизнес-паутины, окружено небольшими по размеру компаниями. Отсутствие гигантских вертикально интегрированных корпораций позволяет минимизировать издержки и гибко перестраиваться под требования кризиса.
По сетевому принципу построены, например, две крупнейшие тайваньские компании — China Steel (СS) и Formosa Plastics (FP). Государственная стальная корпорация образует стержень системы из более чем 100 малых и средних предприятий. Выработанная головным предприятием сталь перерабатывается на заводах размером поменьше, производящих гайки, болты, проволоку, кабели, трубы и прочие полезные мелочи. Такая взаимосвязь выгодна каждой из сторон. CS выигрывает от снижения инвестиционной нагрузки, использует выгоды от более низкой стоимости труда на малых предприятиях и улучшает ассортимент. А частные заводы-спутники свою выгоду получают за счет поступления от головной компании заказов, сырья и технологий. Хотя число нижестоящих предприятий-спутников составляет лишь 13 процентов от всей клиентуры China Steel, они обеспечивают более 52 процентов объема внутреннего сбыта. А свою приверженность партнерству с CS они проявляют, приобретая акции этой крупной госкомпании.
Частная корпорация Formosa Plastics пошла другим путем. Поскольку на Тайване законодательно запрещено создание крупных трестов, выросшая из малого предприятия структура была вынуждена перейти к дроблению. До конца 70-х годов FP имела множество филиалов, которые производили буквально все — от дождевиков до детских и медицинских клеенок. Но потом основатель Formosa Plastics, «бог менеджмента», как его звали коллеги, Ван Юн-цин распустил свое детище, позволив менеджерам выкупить отдельные производства. Но при одном условии: головная структура останется единственным поставщиком пластмасс. Менеджеры, оказавшись собственниками, стали работать еще усерднее, а значит, приносить больше прибыли.
В число предприятий корпорации Formosa Plastics сегодня входят крупнейший на острове нефтехимический комбинат, вторая по размерам система бензоколонок и крупная сеть больниц. Американский филиал корпорации, производящий полиэстер в Южной Каролине и пластиковые компоненты в Техасе, ежегодно продает продукцию на несколько миллиардов долларов. Сам же хозяин FP занял в рейтинге Forbes за 2008 год 178-е место среди самых богатых людей мира. Говорят, что именно Ван оказал огромное влияние на то, чтобы Тайвань и КНР начали процесс экономического, а там, глядишь, и политического объединения.
Плюс ваучеризация всей страны
Есть у тайваньцев и другая хитрость. Тайбэю удалось заместить снижающийся экспорт внутренним спросом. В отличие от России, которая упор в борьбе с кризисом сделала на оказание помощи банковскому сектору и системообразующим предприятиям, президент Тайваня Ма Ин-цзю (кстати, уроженец Гонконга) и его правительство приоритетом выбрали финансовую помощь населению.
Самое популярное сегодня на Формозе слово — «сяофэйцзюань». Это такой потребительский ваучер, который достался каждому тайваньцу, начиная от президента и заканчивая грудным младенцем. Более чем 14 тысяч бюро выдали на руки «купюры», эквивалентные в сумме 2,5 миллиарда долларов США. Каждый ваучер имеет номинал примерно в 110 долларов.
По всей стране крутят видеоролик, в котором глава Тайваня получает ваучеры на всех членов своей семьи и при этом заявляет: «Тратьте столько, сколько можете». Вот, по сути, и весь тайваньский антикризисный рецепт. Ваучеры были выпущены аккурат к Новому году по лунному календарю, то есть в самый пик покупательной активности. Купоны с ограниченным сроком действия, которые не спрячешь в чулок и не положишь в банк, до 30 сентября этого года можно использовать для оплаты товаров и услуг в любых предприятиях торговли. С 12 по 16 апреля в Тайбэе прошла специальная выставка, в ходе которой покупатели, используя ваучеры, могли купить цифровую технику по льготным ценам, причем скидка на определенные марки ноутбуков, мониторов или электронных словарей доходила до 40 процентов. Также каждый месяц по телевидению объявляется модель нового автомобиля, на которую в течение 30 дней действует скидка в виде компенсации от правительства (в среднем она составляет около тысячи долларов США).
Правоохранительные органы Тайваня также одобряют ваучеризацию всего острова. Заместитель министра внутренних дел Цзянь Тай-лан заявил, что уже 18 января, в первый день раздачи ваучеров, полиция задержала более 30 объявленных в розыск преступников, не устоявших против соблазна прийти и получить положенные им ценные бумаги.
Поначалу казалось, что экономический эффект от разовой акции и впрямь будет минимальным. Однако инициативу правительства в поддержании спроса подхватили местный малый и средний бизнес — основа экономики Тайваня, начав выпуск своих потребительских ваучеров. Так, практически в каждом магазине сотовой связи уже при входе потребитель натыкается на объявление: «Предъяви купон, купи телефон, заключи контракт с сотовым оператором на год и получи второй мобильник бесплатно». Применяются и другие ловушки для потребителя. К примеру, tax free. Если раньше для иностранцев, выезжающих с Тайваня, данная скидка не превышала 5 процентов от стоимости приобретенного на острове товара, то ныне она может достигать 30 и более процентов. Короче, антикризисная инициатива правительства вызвала цепную реакцию. Порой кажется, что в потребительском соревновании участвует почти все население острова.
И все же не всем на острове одаривание населения пришлось по душе. Противники правящей партии Гоминьдан в лице Демократической прогрессивной партии не устают подчеркивать, что сяофэйцзюани не принесут желаемого результата. Один из лидеров оппозиции заявил «Итогам», что «деньги надо было бы выделять людям, которые действительно в них нуждаются, потерявшим работу, а не всем подряд». Как бы то ни было, но, по сообщению местных СМИ, 90 процентов всех, кто получил ваучеры, их уже отоварили и сейчас ждут не дождутся новых подарков.
Впрочем, чиновники, с которыми беседовали корреспонденты «Итогов», не раз подчеркивали, что не считают раздачу ваучеров панацеей от всех кризисных бед. По их словам, цзюани — лишь часть программы стимулов в 15 миллиардов долларов, которые планирует потратить правительство. Львиная доля этих денег будет инвестирована в инфраструктурные проекты. В частности, обсуждается идея о строительстве моста через глубоководный Тайваньский пролив, который свяжет обе китайские половинки. Но это в будущем. А в текущем году Тайбэем запланировано выделение 4,4 миллиарда долларов на строительство дорог, мостов и прочих инфраструктурных объектов. Предполагается, что это позволит создать на острове от 190 до 220 тысяч рабочих мест и увеличить экономический рост в 2009 году на 0,97 процента.
В Тайбэе все спокойно
Согласно версии журнала Forbes, Тайвань и в этом году остается на 26-м месте в рейтинге лучших стран для ведения бизнеса. Хотя еще в начале года положение казалось не столь радужным. В январе высокотехнологичный тайваньский экспорт сократился на рекордные 44,1 процента в годовом исчислении. Весь регион облетела неутешительная информация, будто бы сто тысяч сотрудников тайваньской Силиконовой долины (76 процентов штата технопарка «Синьчжу») отправлены в неоплачиваемые отпуска. В марте этого года безработица, по официальным данным, достигла самого высокого показателя за последние пять лет — около пяти процентов. Что, впрочем, заметно уступает уровню безработицы в развитых странах.
Сегодня островные политики и финансисты утверждают, что трудности начала года удалось преодолеть. Заместитель председателя Совета по экономическому планированию и развитию Ху Чжунь-ин заявил «Итогам», что в 2009 году рост экономики Тайваня составит 2,5 процента (до кризиса он прогнозировался на уровне 4,3 процента). На фоне значительного падения ВВП таких, например, стран, как Япония и Россия, — это впечатляющий показатель. Более того, Тайвань продолжает наращивать золотовалютные резервы. По словам вице-президента республики Сяо Вань-чана, ЗВР с начала кризиса выросли на 20 миллиардов долларов, составив на конец мая 305 миллиардов долларов США (4-е место в мире).
При этом, как заявил президент Ма Инь-цзю, на спасение крупных компаний или банков, переживающих сейчас нелегкие времена, правительство не намерено расходовать ни доллара. Оказание услуг (главным образом политических и законодательных) во благо продвижения тайваньских товаров как на самом острове, так и за его пределами — это пожалуйста. А деньги — ищите сами.
И эта жесткая схема работает. Социального взрыва на Тайване не предвидится. Масштабная акция протеста случилась одна — в День международной солидарности трудящихся многотысячная толпа пострадавших от кризиса собралась у стен президентского дворца в центре Тайбэя. Примечательно, что свои требования протестующие выдвигали под звуки «Интернационала». А ведь еще недавно вся коммунистическая атрибутика была строго-настрого запрещена и любые действия в целях ее пропаганды карались. Ныне же, когда кануло в Лету военное положение, когда на Тайване законно действует около 40 политических партий, включая и коммунистическую, когда власть активно поворачивается лицом в сторону коммунистического Китая, а сам Пекин дает добро на выделение кредитов тайваньским компаниям, действующим на материке, подобные протесты больше напоминают политическое шоу.
Не способствует разгулу страстей и местная корпоративная этика. Тайваньцы, отправленные в «у-синь-цзя» (неоплачиваемый отпуск), как правило, спокойно ждут окончания кризиса, поскольку предприниматели обязаны при изменении ситуации вернуть отпускника на его прежнее место работы. Для основной же массы тайбэйского «офисного планктона», похоже, вообще ничего не изменилось. Ровно в полдень среднестатистический служащий на полтора часа выключает компьютер и отправляется насладиться цаем (в переводе едой). Кризис кризисом, а обед по расписанию.