Накануне «Газпром» направил в ОАО «Белтрансгаз» письмо с требованием погасить до 23 июня задолженность в сумме более 230 миллионов долларов за газ, поставленный в январе-апреле.
Повод для конфликта возник из-за того, что в соответствии с устной договоренностью Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко, Белоруссия в первом квартале 2009 года оплачивала газ из расчета среднегодовой цены — около 150 долларов за тысячу кубометров при контрактной цене 210 долларов на этот период.
Однако, по словам советника по экономическим вопросам посольства РФ в Белоруссии Андрея Кузнецова, «юридически эти договоренности никак оформлены не были». «Есть контракт, и если одна из сторон не пошла на его корректировку, то это означает, что она не согласна с данными предложениями. В этом случае вторая сторона не может считать вопрос согласованным» — поясняет позицию «Газпрома» российский дипломат.
У «Газпрома» своя версия, которую приводит газета «Ведомости» со ссылкой на свой источник в газовой монополии. «Газпром» не требует ничего лишнего, напротив, он пошел навстречу белорусской стороне — оплатил аванс за транзит на 250 миллионов долларов, чтобы Белоруссия оплатила газ по 210 долларов за 1000 кубометров, но из «своих денег» она заплатила бы из расчета 150 долларов. Концерн, согласно этой версии, ждал, что именно так и выйдет, но свой аванс обратно не получил.
Глава администрации президента Белоруссии Владимир Макей видит за конфликтом «конъюнктурные интересы влиятельных российских бизнес-структур, заинтересованных в контроле над лакомыми кусками белорусской экономики».
Войны не будет
Едва ли "Газпром может в нынешних обстоятельствах позволить себе вторую „газовую войну“ менее чем за полгода, да и в Белорусской экономике дела обстоят далеко не блестяще, поэтому стороны, скорее всего, достаточно быстро конфликт уладят.
„Сейчас это скорее психологическая война, чем реальная, цитирует газета „Газета“ главного редактора журнала „Россия в глобальной политике“ Федора Лукьянова. – У „Газпрома“ сейчас очень сложные и неурегулированные отношения с Украиной. В этой ситуации вступать в конфликт со вторым транзитером – Белоруссией – весьма опрометчиво и опасно. Поэтому до газовой войны сейчас не дойдет“.
Это мнение разделяет и гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов: „Вряд ли Россия пойдет в лобовую и перекроет Белоруссии газовый кран, как это было с Украиной“, — заявил он в комментарии „Ведомостям“.
Скорее всего, все закончится взаимными уступками, считает Симонов: „Для России есть как минимум один сдерживающий фактор: „Газпром“ еще не оплатил последний транш за 50% „Белтрансгаза“ (12,5% из пакета оплачиваются в конце года) и не договорился с Минском об управлении активом, а это важно для Москвы “.
Дальнейшее развитие событий зависит от того, насколько адекватно поведет себя белорусское правительство, считают эксперты. „Если Лукашенко в ближайшее время просчитает, что он ведет белорусскую экономику к краху, и никакой Европейский Союз ему не поможет, то он снова выкрутится, как это уже не раз происходило. При самом оптимистичном сценарии Лукашенко просто забудет про посты на таможне, а мы, в свою очередь, забудем про газовую задолженность“, — говорит Симонов уже в комментарии „Газете“.