ЕС не даст Украине денег, но продолжит обсуждать газовую проблему, пишет Алексей Гривач в сегодняшнем номере российской газеты Время новостей.
Саммит Евросоюза в Брюсселе не дал ответа на вопрос, как, когда и кто решит проблему с закачкой в украинские подземные хранилища российского газа, который понадобится в ближайший отопительный сезон для обеспечения надежного транзита топлива в страны ЕС. Тема обсуждалась за рамками официальной повестки, но главы государств Евросоюза, по словам председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, не приняли «никакого операционного решения или финансовых обязательств».
Он вновь заявил, что в союзном бюджете нет средств для предоставления денег украинскому правительству, и призвал Россию и Украину «выполнять свои обязательства». Такой ответ Москва получила еще в конце мая, когда впервые официально предложила Брюсселю совместно кредитовать Киев, чтобы обеспечить своевременную оплату газа, подлежащего закачке в ПХГ. Впрочем, г-н Баррозу был вынужден признать, что проблема заключается именно в способности Украины оплачивать газ, а не в поставках из России. «У них структурная проблема и очень тяжелая ситуация, мы обсуждаем ее со всеми сторонами, международными финансовыми институтами и странами — членами ЕС, — сказал он и тут же добавил: — Однако давайте говорить прямо, может ли Украина платить за российский газ — это не ответственность ЕС».
«Однако давайте говорить прямо, может ли Украина платить за российский газ — это не ответственность ЕС», заявил г-н Баррозу.
И все же в Брюсселе и других европейских столицах начинают понимать: снимай или не снимай с себя ответственность, газа в украинских хранилищах от этого не прибавится. На этой неделе глава Еврокомиссии пообещал организовать еще одну встречу представителей международных финансовых институтов и европейских энергокомпаний для продолжения поиска путей оказания помощи Украине в сфере расчетов за газ.
Российскую сторону такое положение вещей в целом устраивает. «Очевидно, было трудно ожидать, что с ходу все сразу раскошелятся», — цитирует ИТАР-ТАСС постпреда России при ЕС Владимира Чижова. Важно, что европейцы, судя по всему, полноценно включились в процесс «принуждения Украины» к выполнению обязательств по транзиту и оплате газа. В повестке планируемой встречи пока два варианта краткосрочной поддержки — рискованный и очень рискованный. Первый предусматривает выделение рыночного кредита на оплату сырья для закачки в ПХГ, второй — заблаговременную передачу этого объема газа западным компаниям, которые должны получить газ от «Газпрома» во время отопительного сезона, и хранение его в украинских резервуарах.
Важно, что европейцы, судя по всему, полноценно включились в процесс «принуждения Украины» к выполнению обязательств по транзиту и оплате газа.
Дать субординированный кредит «Нафтогазу» с возвратом денег после того, как газ из ПХГ будет продан предстоящей зимой украинским потребителям, — кажется, самый простой вариант. Но в Европе прекрасно понимают, что платежеспособность «Нафтогаза» и правительства Украины в долгосрочной перспективе выглядит проблематично, особенно если учесть политический фактор. Премьер-министр Юлия Тимошенко на переговорах с европейцами заявляет, что «Нафтогазу» нужно 4,2 млрд долл., чтобы закачать еще около 16 млрд кубометров газа. А президент Виктор Ющенко говорит, что концерну нужно 1,6-2 млрд долл., чтобы справиться с закачкой. Такая путаница совсем не способствует завоеванию доверия будущих кредиторов «поневоле», у которых, естественно, возникает вопрос: кто из украинских руководителей лукавит? Опыт общения с ними подсказывает европейцам, что истина где-то посередине, а президент и премьер используют случай для достижения собственных политических целей.
Перед тем как в середине июня вновь оказаться на больничном, глава «Нафтогаза» Олег Дубина сообщил, что в ПХГ находится 19 млрд кубометров газа при емкости около 33 млрд. В конце прошлой недели г-жа Тимошенко заявила, что по итогам закачки в хранилищах должно быть зарезервировано 27 млрд кубометров. В том числе 19,5 млрд кубометров импортного газа, стоимость которого оценивается в 4,8 млрд долл. По словам премьера, за апрель-май «Нафтогаз» закачал всего около 3 млрд кубометров импортного газа. Если ей верить, то осталось примерно 16 млрд на сумму 4-4,2 млрд долл.
Премьер-министр Юлия Тимошенко на переговорах с европейцами заявляет, что «Нафтогазу» нужно 4,2 млрд долл., чтобы закачать еще около 16 млрд кубометров газа. А президент Виктор Ющенко говорит, что концерну нужно 1,6-2 млрд долл., чтобы справиться с закачкой.
Это значительно превышает потребности украинской экономики в импортном газе в период кризиса. В то же время третий квартал обещает быть весьма мягким в плане закупочной цены на голубое топливо (около 180-200 долл. за тысячу кубометров), поскольку она будет рассчитываться на базе низких цен на нефть. То есть украинскому концерну есть смысл закачать побольше газа на случай повышения стоимости импорта предстоящей зимой. Правда, кредитные институты вряд ли готовы финансировать игры «Нафтогаза» на ценовой разнице.
Закачка в ПХГ газа, за который «Газпрому» заблаговременно заплатят европейские клиенты, выглядит совсем фантастично. Никаких гарантий, что газ из хранилищ не пропадет, не станет предметом судебных разбирательств или политических спекуляций, они получить не смогут. По крайней мере таких гарантий, которые стоило бы принять, о чем свидетельствует опыт хранения газа на Украине «Газпромом» и RosUkrEnergo.