Премьер-министр России Владимир Путин ставит задачу переориентировать экспортные потоки нефтепродуктов из портов Прибалтики на российские порты. «Очень рассчитываю на то, что в ближайшее время это будет сделано», — заявил В.Путин в Приморске на презентации проекта «Север» и терминала для перевалки светлых нефтепродуктов города Приморска.
По словам премьера, если своевременно будут закончены работы по модернизации нефтеперерабатывающих предприятий, в том числе Киришского на Нижней Волге, в Татарстане, то есть полная возможность расширить перевалочные мощности на терминале в Приморске до 24 млн тонн. «Это означает, что экспортные грузы, которые сегодня мы переваливаем в странах Прибалтики, будут переориентированы на российские порты», — заявил В.Путин.
Между тем, как заявил министр транспорта Игорь Левитин, объем перевалки жидких грузов в порту Приморск планируется увеличить с 75 млн тонн до 120 млн тонн в год, сообщил на церемония ввода в эксплуатацию нефтепродуктопровода «Север» По словам министра, в следующем году начнется строительство железнодорожного участка и железнодорожного терминала мощностью 10-12 млн тонн в год, передает Интерфакс.
Пропускная способность первой очереди комплекса составляет 8,4 миллиона тонн нефтепродуктов в год. Строительство второй очереди с доведением мощности до 17 миллионов тонн в год возможно осуществить за 10 месяцев. Проектная мощность терминала — 24 миллиона тонн в нефтепродуктов в год. Ввод в эксплуатацию первой очереди проекта позволит создать конкурентные схемы экспорта российских нефтепродуктов и перенаправить грузопотоки из стран Балтии в российские порты.
Первые нефтепродукты нового терминала поступят на танкер-продуктовоз «Транссибирский мост», строительство которого завершено в апреле 2008 года на ФГУП «Адмиралтейские верфи» по заказу российской судоходной компании ОАО «Совкомфлот». Танкер «Транссибирский мост» предназначен для перевозки до 5 различных видов груза одновременно, включая сырую нефть и нефтепродукты.
Путин ранее неоднократно посещал морской торговый порт «Приморск», являющийся самым крупным портом по экспорту нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России. Он в декабре 2001 года запустил первую очередь Балтийской трубопроводной системы, предназначенной для транспортировки нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, приняв участие в официальной церемонии открытия нефтеналивного терминала «Транснефти».
Напомним, что между Россией и Литвой возник спор после того, как Москва прекратила поставлять нефть по нефтепроводу «Дружба». Транзит был приостановлен на неопределенный срок в июле 2006 года, после того как на участках нефтепровода Унеча — Полоцк-1 и Унеча — Полоцк-2 в Брянской области произошла авария. Однако литовские политики назвали поломку искусственной, вызванной политическими мотивами, в первую очередь продажей единственного НПЗ в Прибалтике Mazeikiu Nafta польскому концерну PKN Orlen, а не российским нефтяным компаниям.
Приостановка поставок нефти в Литву спровоцировала и ряд обвинений со стороны членов ЕС из Восточной и Центральной Европы по поводу того, что Россия использует свои энергоресурсы как инструмент политического давления. Ранее представитель АК «Транснефть» (оператора нефтепровода «Дружба») заявил, что экономически более обоснованным вариантом будет строительство нового нефтепровода взамен восстановления нефтепровода «Дружба».