Нынешняя приватизация ОПЗ и шести облэнерго очень напоминает знакомую ещё со времён Кучмы процедуру сдачи государственных активов конкретным покупателям. Однако если в эпоху Кучмы под реализацию подобных схем подводилась хотя бы формальная правовая база, то сегодня Кабмин не утруждает себя поиском юридических обоснований.
Процедура приватизации ОПЗ и шести облэнерго, которую Юлия Тимошенко проводит через лояльного Медведчуку и.о. главы ФГИ Андрея Портнова нелегитимна изначально. Решением СНБО, утвержденным указом президента ещё 6 марта 2008 года, приватизация стратегических отраслей до принятия программ их развития запрещена. Кроме того, Виктор Ющенко своим указом 25 апреля приостановил приватизацию ОПЗ и облэнерго. Этим же указом главы государства были приостановлены полномочия Андрея Портнова. 6 мая глава ФГИ Валентина Семенюк-Самсоненко своим приказом отменила продажу госпакетов облэнерго, а 7 мая информация об отмене торгов была опубликована в официальном издании ФГИУ «Ведомости приватизации». Наконец, продажу ОПЗ и первого из выставленных на торги – Полтавского облэнерго, отменили суды – соответственно, Одесский хозяйственный суд и Светловодский городской районный суд Кировоградской области и работа кировоград.
Стоит отметить, что даже при отсутствии всех вышеперечисленных фактов затеянная Кабмином «приватизация» незаконна, поскольку из трёх основополагающих документов, необходимых для ведения торгов – доверенности подписанной главой ФГИ, квалификационного свидетельства фонда и сертификата ГКЦБФР, Портнов располагает только бумагой ГКЦБФР. Реальный вес полномочий Портнова красноречиво иллюстрирует тот факт, что у доверенного лица Тимошенко в ФГИ нет даже печати, а подконтрольный ему «фонд» располагается в двух крохотных кабинетах здания Правительства.
Ни один крупный зарубежный инвестор не пойдёт на конкурс с такой предысторией. А отсутствие крупных иностранных игроков на несколько порядков снижает конкурентность торгов и цену, по которой государство могло бы продать свои активы.
Кроме этого, существенному занижению стоимости ОПЗ и госпакетов облэнерго способствует также и крайне неблагоприятная экономическая конъюнктура продажи – приобретающее катастрофические масштабы падение украинского фондового рынка: с начала 2008 года индекс ПФТС снизился на 32,45%, а с начала апреля — на 15,25%, спустившись на 40 пунктов ниже психологической отметки 800, что по методологии МВФ считается фондовым обвалом. С кризисом фондового рынка неразрывно связан разрастающийся банковский кризис, неизбежным следствием которого является дефицит инвестиционных ресурсов.
Таким образом, ОПЗ и облэнерго будут проданы по цене гораздо меньшей их реальной стоимости и, скорее всего, даже ниже своей заявочной цены. Сделать это позволяет механизм продажи, избранный Тимошенко – биржевые торги. Согласно правилам биржевых торгов, во время продажи актива его цена может не только расти, но и снижаться, и, судя по всему, именно такая судьба уготована пакетам ОПЗ и облэнерго. Об этом 28 апреля перед встречей Тимошенко с российским Премьер-министром Зубковым журналистам говорил и сам Портнов.
Ещё одним недостатком биржевых торгов, позволяющим манипулировать ценой актива в сторону её уменьшения, является, как ни парадоксально это звучит, непрозрачность биржевой модели. В отличие от публичного аукциона с телетрансляцией, как это было, например, при продаже «Криворожстали», когда на табличках были написаны имена участников, биржа позволяет маскировать не только имя, но и количество участников торгов. Покупатели могут выступать анонимно, и вполне возможна ситуация, когда в торгах примет участие один реальный покупатель, «клонировавший» себя в несколько аффилированных с ним структур.
То есть, также, как и во времена Кучмы, предприятие достаётся нужному человеку, но уже с помощью современных – биржевых технологий, которые как бы обеляют доброе имя продавца и отводят от него обвинения в коррупции – дескать, в чём дело, господа – мы выполняем план приватизации, продаём предприятия рыночным способом.
Многочисленные сообщения в СМИ о том, что в минувшее воскресенье Юлия Тимошенко провела неофициальную трехстороннюю встречу Виктором Медведчуком и Игорем Коломойским, позволяют предположить, что «правильный» покупатель, а точнее, покупатели ОПЗ и облэнерго уже найдены. Это подтверждается не только самим событием сомнительной для репутации Премьер-министра встречи, но и рядом других фактов. Так, Коломойский и партнёры Медведчука – братья Суркисы являются акционерами облэнерго, которые выставлены на продажу, и они заинтересованы в доведении своей доли до контрольного пакета. При этом, как следует из показаний ещё одного акционера этих облэнерго Константина Григоришина в Лондонском суде, Коломойский и Суркисы неформально объединились в группу – конгломерат, который проводит согласованную политику в этих облэнерго.
Что же касается Виктора Медведчука, то он, и это особо не скрывается Тимошенко, сегодня является самым лояльным и самым влиятельным союзником Юлии Владимировны в украинском политикуме. Медведчук пользуется расположением двух ключевых кремлёвских фигур – Путина и Медведева. В 2004 году в Казанском соборе Москвы была крещена дочка Медведчука, крестными были Владимир Путин и жена Дмитрия Медведева. Судя по всему, в соглашениях с «Газпромом» есть значительная заслуга близкого к Кремлю Медведчука. Зная личные особенности Виктора Владимировича можно предположить, что в ситуации с продажей ОПЗ и облэнерго его деятельность вряд ли ограничится бескорыстным посредничеством между Тимошенко и группой «Коломойский-Суркисы».
Впрочем, и сам глава «Привата» Коломойский имеет давнюю историю отношений с Премьер-министром. Пресса называет его главным спонсором БЮТ на парламентских выборах 2006 года. Вполне очевидно, что если из конкурса выдавливаютсяпортфельные инвесторы, серьёзные иностранные компании и крупные украинские инвестиционные банки, которые могли бы создать конкурентную борьбу за бумаги, то предприятия планируется отдать своим структурам – таким, с которым есть давний и успешный опыт отношений. Резон продавца в том, что старый знакомый покупатель будет лучше хранить тайну сделки, а покупателя – в том, что продавец будет защищать его в дальнейшем. Именно об этом говорил Андрей Портнов в интервью «Украинской правде», подчёркивая, что Кабмин намерен лоббировать интересы «инвестора».
Однако возможности Кабмина не безграничны и вполне вероятен сценарий признания торгов недействительными и запуска механизма реприватизации. Зачем в таком случае Коломойскому и Суркисам спорные активы, которые в будущем, скорее всего, придётся вернуть?
Ответ в том, что, как показывают украинские реалии, признание конкурсов недействительными может длится месяцами и даже годами. За это время с поставленного под контроль предприятия будет получена операционная прибыль, которая покроет все расходы. Риск минимален – даже в случае реприватизации государство вернёт «инвестору» его деньги. А до этого можно пошантажировать других акционеров, выгодно продать им свой пакет, и даже попытаться полностью захватить предприятие. Собственно, это привычный сценарий для признанного мастера таких комбинаций Игоря Коломойского. Так или примерно так было с «Укрнафтой», «Укртатнафтой», «Днепроэнерго» и многими другими компаниями, на которые «заходил» глава «Привата».
Механизм этих атак отложен идеально – в дело синхронно включаются юридические службы, подконтрольные олигарху и его партнёрам СМИ, частные (или государственные) силовые структуры.
Впрочем, сейчас Коломойскому и Суркисам силовая поддержка не понадобится – вполне достаточно росчерка пера, уже сделанного изящной женской ручкой.
По сути, Кабмин сегодня обеспечивает реализацию рейдерской схемы национального масштаба, действующими лицами которой являются одиозные олигархи с весьма неоднозначной репутацией.
Зачем это Юлии Тимошенко? Обычно чиновник в подобных схемах получает 50-70% так называемой дельты – разницы между реальной и «приватизационной» ценой проданного актива. В случае с ОПЗ эта дельта может составить миллиард, а для облэнерго – около 200 миллионов гривен.
Приятные, и главное – своевременные доходы в преддверии президентской кампании 2009 года.