Главная » Компании » Европеизация хранилищ Украины ударит по Газпрому

Европеизация хранилищ Украины ударит по Газпрому

Киев может поднять цену хранения транзитного газа, пишет Михаил Сергеев в сегодняшнем номере российской Независимой газеты.

Начавшаяся вчера в Брюсселе техническая дискуссия о поставках российского газа через Украину грозит существенными потерями для России. Европейский газовый аванс Киеву для закачки российского газа в украинские хранилища фактически разрушает стратегические планы Газпрома по созданию единого поставщика – от скважины до конечного потребителя в Евросоюзе. А планируемая ЕС техническая и финансовая проверка украинских газовых хранилищ, по мнению экспертов, может завершиться для России ростом платы за их использование при транзите газа в Европу.

Обсуждение российско-украинского газового вопроса проходит в Брюсселе в рамках трех заседаний – чисто европейского, в котором участвуют представители Еврокомиссии, международных финансовых организаций и европейских газовых компаний, а также европейско-украинского и европейско-российского заседаний. В созванном Еврокомиссией техническом совещании участвуют представители властей России и Украины, Газпрома и Нафтогаза, а также Всемирного банка, МВФ, Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Интересы Газпрома представляет зампред правления Александр Медведев.

Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу объявил ранее, что ЕС не хочет повторения январского газового кризиса, но должен быть готов к худшему развитию событий, поскольку в бюджете ЕС нет средств на «газовый» кредит Украине. В связи с этим Брюссель рассчитывает на поддержку международных финансовых институтов, в первую очередь МВФ.

Удобный для России газовый кредит может превратиться в неудобный газовый аванс – то есть предварительную покупку резервных объемов российского газа европейскими компаниями для закачки в украинские подземные газовые хранилища (ПХГ) — эксперты

Однако российские эксперты считают, что удобный для России газовый кредит может превратиться в неудобный газовый аванс – то есть предварительную покупку резервных объемов российского газа европейскими компаниями для закачки в украинские подземные газовые хранилища (ПХГ). В этом случае оплаченный газ будет собственностью европейских компаний, а Россия превратится в продавца газа на своей западной границе с Украиной, а не в Евросоюзе, о чем много лет мечтал Газпром.

«Руководство Газпрома планировало стать монопольным поставщиком газа в Европу, выстроить полную технологическую цепочку от скважины до газовой горелки конечного потребителя в ЕС. Благодаря этой схеме можно было максимизировать доходы от экспорта газа. Однако разрыв этой цепочки на территории Украины фактически разрушает эту схему», – отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его мнению, появление Укртрансгаза – транзитной компании, действующей в Украине по европейским правилам, – угрожает планам монополизации газовых поставок.

Руководство Газпрома планировало стать монопольным поставщиком газа в Европу, выстроить полную технологическую цепочку от скважины до газовой горелки конечного потребителя в ЕС. Благодаря этой схеме можно было максимизировать доходы от экспорта газа. Однако разрыв этой цепочки на территории Украины фактически разрушает эту схему — эксперт

В то же время эксперт считает, что проблема недостаточно интенсивной закачки газа в украинские ПХГ умышленно раздувается. «При общей емкости хранилищ в 31–32 миллиарда кубометров Украина обеспечивает устойчивый транзит в зимний период за счет запасов в 12–16 миллиардов кубометров. На сегодня в ПХГ находится примерно 8–9 миллиардов кубометров, и к 15 октября – моменту окончания заполнения ПХГ – необходимый объем, скорее всего, будет накоплен», – считает Крутихин. При этом эксперт не исключает, что европейская инвентаризация украинских ПХГ может завершиться пересмотром слишком низких ставок за хранение российского газа в этих хранилищах.

«Само по себе участие в двусторонних российско-украинских переговорах третьей стороны в лице ЕС несет определенные риски как для России, так и для Украины, которые связаны с возможным ущемлением их интересов за счет интересов Европы, которая действует прежде всего с собственных позиций», – отмечает руководитель департамента налогового финансового консалтинга компании Интерком-Аудит Андрей Приходько.
Само по себе участие в двусторонних российско-украинских переговорах третьей стороны в лице ЕС несет определенные риски как для России, так и для Украины, которые связаны с возможным ущемлением их интересов за счет интересов Европы, которая действует прежде всего с собственных позиций — эксперт

«Скорее всего, Европа получит право дальнейшего распоряжения газом, закачанным в хранилища. Финансовую сторону сделки могут обеспечить европейские компании, интерес которых может привлечь 20-процентный дисконт к среднеевропейской цене, действующей для Украины в 2009 году. При этом, несмотря на риск политической нестабильности в стране, сомнительно, чтобы новое правительство решило, отменив прежние договоренности, забрать контроль над объемами газа себе», – считает аналитик компании Арбат Капитал Виталий Громадин. По его мнению, если финансирование закачки газа будет обеспечено с помощью кредита, а обеспечением под него будет являться доля в газотранспортной системе, то Газпром, скорее всего, будет настаивать на равных условиях с ЕС. При этом возможный контроль Европы над транзитом через Украину снижает шансы Газпрома на выход к конечному европейскому потребителю, особенно на фоне противодействия реализации проекта Южный поток. Но, скорее всего, перед президентскими выборами в Украине даже вероятность расставания с достоянием страны рассматриваться не будет", – считает Громадин.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.