Губернаторы, которым дальнейший рост долгов по зарплате или безработицы грозит увольнением, задумались о национализации проблемных предприятий. О намерении взять под свой контроль фактически обанкротившееся предприятие объявила администрация Кемеровской области, аналогичные процессы происходят и в других регионах, пишет «Коммерсант».
В понедельник работники завода «Кузбассэлемент» письменно попросили губернатора Амана Тулеева взять предприятие под контроль области. Рабочие заявили, что не хотят «быть нахлебниками, сидеть на шее у областного бюджета — на шее у кузбасских учителей, врачей, ветеранов и детей», а хотят «честно зарабатывать свою зарплату». В итоге губернатор поручил управление предприятием своей команде.
— Конституционный суд готовится к «кризисным» трудовым спорам
В 2003 году 100% акций ЗАО «Кузбассэлемент» были по решению кредиторов проданы ЗАО «Современные энергетические технологии» за 39,99 млн руб. В мае 2009 года в ЗАО «Кузбассэлемент» было открыто конкурсное производство. У завода при этом набралось 283,9 млн рублей задолженности, в том числе 263 млн рублей перед казахстанским БТА банком — у него в залоге находится основное имущество завода.
Весной администрация Кемеровской области уже пыталась решить проблемы завода. По итогам проверки, проведенной МВД по просьбе Амана Тулеева, возбудили три уголовных дела — за злоупотребление полномочиями, а также по признакам мошенничества и преднамеренного банкротства. В июне работники завода, устав ждать зарплату, перекрыли центральную улицу Ленинск-Кузнецкого — проспект Ленина. Долги по зарплате (33 млн рублей) погасили из областного бюджета по распоряжению губернатора.
Теперь в обладминистрации признали, что «ни назначение конкурсного управляющего, ни проверки МВД практически ничего не дали, собственники предприятия заложили все основные средства банкам-кредиторам и исчезли», а «БТА банк мер по восстановлению производства» не принял. Аман Тулеев считает, что «у региона достаточно возможностей, чтобы запустить завод в работу в течение месяца».
Кузбасс не единственный регион, где зародилась идея национализации обанкротившихся заводов. В июне власти Приморья фактически национализировали горно-обогатительный комбинат в поселке Светлогорье, не работавший больше года. Его передали в аренду на пять лет госпредприятию «Примтеплоэнерго» вместе с имуществом компании «Русский вольфрам» за символическую плату.
В Свердловской области заксобрание разрабатывает закон «О неэффективных собственниках», а губернатор Эдуард Россель как кризисный менеджер улаживает конфликты то на одном, то на другом предприятии. Во время визита в область Дмитрия Медведева губернатор пожаловался президенту на «отмороженных» собственников, забывающих о социальной ответственности. Глава государства велел превращать «отмороженных в нормальных собственников». «А кто не умеет превращаться — пусть отваливает», — велел Медведев.
Губернаторы испугались увольнения, но отменить безработицу они не в силах
Региональные руководители действуют в рамках указания Дмитрия Медведева, который еще 10 июня пообещал увольнять тех из них, кто не справится с «проблемами выплат зарплат и безработицей». «Недопустимо, когда этими процессами занимаются сверху, из Москвы», — подчеркнул Медведев, явно намекая на события в Пикалево, где проблему остановленных предприятий решал премьер-министр.
Сегодня в России «выявлено 100 предприятий, отличающихся высокой социально-экономической напряженностью», сообщил накануне председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов. В связи с этим ЕР создала штаб для «оперативного реагирования на кризисные явления». «Собственники предприятий должны проявлять сознательность и социальную ответственность», — отметил Грызлов, вторя «пикалевским» заявлениям Путина.
Не все, однако, одобряют вмешательство государства в управление предприятиями. По мнению директора региональных программ Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, государство «взваливает на себя несвойственные ему функции: вместо того поддержать городскую инфраструктуру… оно пытается вытащить и переложить на плечи налогоплательщиков слабые производства, продукция которых не имеет сбыта».
«Глава региона может потребовать, чтобы не было долгов по зарплате, — поясняет эксперт, — но потребовать, чтобы не росла безработица, не может». Поэтому «угрозы президента уволить губернаторов, не совместивших несовместное, просто загоняют в тень ситуацию и с долгами, и с безработицей», полагает Наталья Зубаревич.
Конституционный суд готовится решать «кризисные» трудовые споры
Тем временем Конституционный суд готовится уделять больше внимания трудовому законодательству. В понедельник Дмитрий Медведев внес в Совет федерации кандидатуру судьи Конституционного суда Сергея Маврина на должность заместителя председателя КС. Теперь у Валерия Зорькина будет два зама. И Маврин, и уже занимающая этот пост Ольга Хохрякова — специалисты по трудовому праву.
Именно трудовые и социальные вопросы в условиях кризиса окажутся в фокусе внимания КС, и специализация в этой области будет наиболее актуальна, отмечают эксперты. «Судя по тому, что происходит в Пикалево и других регионах, старое трудовое законодательство не отвечает требованиям кризисного времени. В него наверняка будут внесены непопулярные антикризисные изменения, которые повлекут за собой обращения в КС. Поэтому КС в этом вопросе будет играть ключевую роль», — полагает однокашник Маврина, глава Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолодский.
Кандидатуру Сергея Маврина президент внес сразу после вступления в силу поправок к закону «О Конституционном суде», отменивших право судей самостоятельно избирать свое руководство. Теперь Совет федерации по представлению президента назначает не только председателя КС, но и двух его заместителей.
Назначение Сергея Маврина не было неожиданным, отмечают судьи. Они обращают внимание на его «корректный и взвешенный характер, профессионализм, а также принадлежность к „новому питерскому призыву“ в рядах КС». На юрфаке Ленинградского университета Сергей Маврин учился в одно время с Владимиром Путиным, поступив на два года позже него, а затем у самого Маврина там же учился Дмитрий Медведев, с которым они впоследствии вместе работали на факультете.