Дмитрий Медведев во вторник продолжил общение с Бараком Обамой — сначала в Кремле, а потом и на российско-американском деловом саммите. Глава вашингтонского Белого дома пытался говорить по-русски («добрый день»), ловко использовал в своем выступлении русские пословицы и всуе вспоминал об Аляске.
Чтобы попасть в выставочный зал «Манеж», даже цвету российского и американского бизнеса пришлось выстоять очередь и пройти тщательную проверку. Однако представители бизнес-элиты не роптали. Наоборот, их лица светились от предвкушения. Дмитрий Медведев и Барак Обама прибыли лишь часам к пяти.
— Мы немного задержались, но смею вас заверить: мы занимались делом, — чуть извиняющимся тоном проговорил Медведев.
Но бизнесмены (некоторые из них, забыв про свой строгий статус, снимали президентов на мобильные телефоны) и не думали обижаться. Они в общем-то тоже занимались делом: глядя на Кремль (его изображением была задекорирована сцена), рассуждали о российско-американских отношениях. Сошлись на том, что предпринимателям двух стран нужна экономическая «перезагрузка», поскольку, по словам главы РСПП Александра Шохина, «то подмораживание российско-американских отношений, которое имело место в прошлые годы, не могло не сказаться на экономических взаимоотношениях». При этом слово «перезагрузка», о которой активно заговорили с приходом в Белый дом Барака Обамы, звучала во вторник из уст именно наших бизнесменов.
— Лидеры бизнеса двух стран должны делать все для генерирования экономической активности, — согласился российский президент.
Примеров совместного сотрудничества, по его словам, у нас немало. Причем некоторые проекты появились еще несколько десятков лет назад. «Уже 50 лет как Дональд Кенделл угощал пепси-колой Никиту Хрущева и уже почти 40 лет как мы ее пьем», — вспомнил Медведев, и его воспоминания бизнесмены тут же прервали громким смехом.
— Мы искренне надеемся на успех вашего диалога, — многозначительно добавил Медведев и не менее многозначительно посмотрел на Обаму.
Барак Обама также начал издалека: он вспомнил, что дипломатические отношения между Россией и США были установлены более 200 лет назад.
— Но до того как мы обменялись послами, мы обменивались товарами, в частности, на Аляске. Мы в общем-то получили хорошую цену за Аляску, — заявил президент США (во всяком случае, именно так прозвучал синхронный перевод для русскоговорящей части форума).
Тут стоит напомнить, что продали Аляску за $7,2 млн золотом. То ли господин Обама хотел подчеркнуть, что это была хорошая цена для Соединенных Штатов в те времена, то ли оговорился и имел в виду, что выгодный куш получила Россия. В любом случае Аляска была продана в 1867 году, то есть меньше чем 200 лет назад. Тем не менее его слова вызвали бурные аплодисменты. И понять, кто хлопал сильнее — отечественные бизнесмены или американские, — было невозможно.
Под занавес президент США несколько раз подчеркнуто повторил, что желает процветания нашей стране. Правда, пожелания прозвучали довольно оригинально:
— Есть такая русская пословица: «Каждому овощу свое время». Я хотел бы действительно увидеть, чтобы развивались торговля, промышленность, хотелось, чтобы эти овощи росли и содействовали процветанию российского народа.
Обама признал разность демократий
Ненадолго попрощавшись с Дмитрием Медведевым (лидеры скоро встретятся вновь на саммите «большой восьмерки»), Барак Обама посетил еще один форум, на сей раз — лидеров гражданских обществ. «Российское будущее — это прежде всего дело народа, не всякий выбор США и путь развития демократии может быть применим для России», — заявил он. А в финале дня Обама пригласил на «свою территорию», то есть в отель «Ритц-Карлтон», представителей российских оппозиционных партий, в частности, лидера КПРФ Геннадия Зюганова, лидера «Яблока» Сергея Митрохина, сопредседателя «Правого дела» Леонида Гозмана, а также Бориса Немцова и Гарри Каспарова.
* * *
Мишель Обама, супруга президента США, посетила во вторник Свято-Димитриевское сестричество сестер милосердия в Москве. Ее встретили дети, воспитанники двух детских домов при сестричестве, с собственноручно изготовленными подарками. Первая леди Америки рассказала, что раньше сама работала в больнице, отвечая за связи с общественностью и поиск волонтеров. Получив в подарок от сестер матрешку, Мишель призналась — она как раз собиралась купить в Москве именно такой сувенир.