Pokemon Go не только за несколько дней обогатила владельца игры японскую Nintendo, но и открыла возможности для дополнительного заработка другим компаниям, на первый взгляд никак с покемономанией не связанными. Игру используют для привлечения дополнительных клиентов, увеличения проходимости в торговых точках, задействуют в своих маркетинговых проектах и программах лояльности.
Начал подключаться к этому процессу и российский бизнес, хотя игра Pokemon Go еще официально не вышла на российский рынок. Ритейлеры и банки видят в игре в первую очередь возможности для бизнеса, в то время как аэропорты, РЖД и «Россети» — угрозу безопасности граждан.
По мнению советника президента РФ по вопросам развития интернета Германа Клименко, игру, исходя из психологических факторов, могут скачать до 60% населения России, поэтому охват игрой россиян может быть существенным, а, значит, стать большим социальным и экономическим явлением.
Pokemon Go — многопользовательская игра, выпущенная в 2016 году. Ее целью является поиск и обучение покемонов. В игру внедрены элементы дополненной реальности, в которой цифровой и реальные миры соединяются, поскольку картинка, отображаемая на экране смартфона, проецируется на объекты из реального мира. В настоящее время число загрузок уже игры уже превысило 15 млн, а количество ежедневных пользователей оценивается в 20 млн.
Официальный релиз игры в России пройдет в ближайшие дни, однако многие россияне уже играют в нее, скачав из неофициальных источников.
Инструмент повышения лояльности и узнаваемости
Не дожидаясь официального запуска игры в России, использовать игру для повышения лояльности клиентов уже начала российская розница. В частности, московский ЦУМ с 18 июля запустил новую программу лояльности, в рамках которой начисляет бонусы на карту постоянного покупателя за каждого покемона, пойманного на территории торгового центра.
Таким образом, компания может также увеличить частоту посещения магазина уже существующими клиентами, а также привлечь новых.
Банки также видят в Pokemon Go инструмент для повышения лояльности своих клиентов. «Мы планируем интегрироваться в игру. В том числе у нас есть специальная карта для геймеров, по которой мы будем давать специальные бонусы», — сообщила директор по коммуникациям Тинькофф банка Дарья Ермолина. Она уточнила, что за любые покупки внутри игры по этой карте банк будет начислять кэшбэк в виде бонусов, которые можно будет потратить на новые покупки внутри игры.
Идею поддержал банк ВТБ24, который предложил участникам своей группы в Facebook сфотографировать покемона на фоне логотипа или карты банка и получить по всем операциям двойной кэшбэк в течение августа. Таким образом, банк надеется не только увеличить лояльность клиентов, но и повысить узнаваемость своего логотипа.
Ритейл-группа X5 Retail Group подошли к этому вопросу более оригинально: они задумались о создании собственного покемона для торговой сети «Перекресток». «Представители торговой сети «Перекресток» уже направили запрос Nintendo касательно возможностей внедрения в Pokemon Go собственного персонажа от «Перекрестка». Если коммерческие условия устроят компанию, такой покемон, сможет появиться в игре уже в скором будущем», — рассказали ТАСС в пресс-службе X5 Retail Group.
Дополнительные клиенты в погоне за покемонами
Группа «Дикси», развивающая сеть одноименных магазинов, а также супермаркеты «Виктория», пока только изучает маркетинговые возможности новой игры. Однако в компании уже уверены, что она способна привлекать дополнительных покупателей в магазины.
«Мы внимательно следим за развитием тенденций в цифровом направлении и не исключаем возможность интеграции игрового процесса Pokemon Go в маркетинговую программу, но это может случиться не ранее выхода игры на российский рынок. Уверены, что это поможет привлечению дополнительных покупателей в магазины в период «низкого» летнего сезона», — сказала ТАСС директор по корпоративным и внешним связям «Дикси» Екатерина Куманина.
Однако точных прогнозных цифр о том, как может возрасти трафик в магазинах благодаря покемонам, компания пока не озвучивает.
Банки тоже решили использовать возможность привлечь побольше клиентов с помощью покемонов. Так, в Рокетбанке решили использовать эту возможность и за поимку покемона у банкомата или в отделении банка «Открытие» дают 50 рокетрублей.
В Бинбанке наблюдают за поведением пользователей, заявил ТАСС директор департамента маркетинга Бинбанка Михаил Семиков. «Если сложится базис, то будем формировать предложение для наших потенциальных клиентов», — заявил он, отметив, что пока говорить о кросс-продажах или ином маркетинговом эффекте преждевременно.
Что касается наиболее часто звучащего в адрес «охотников за покемонами» подозрения в возможности несанкционированного проникновения на закрытую территорию, в целом банкиры отнеслись к увлеченным погоней игрокам с пониманием. «Мы будем рады, если клиент начнет искать покемона в нашем офисе и препятствовать ему в этом не будем. Эта игра затягивает человека полностью», — заявили в Бинбанке.
В Альфа-банке заявили об интересе к использованию покемонов в бизнесе, не уточнив, как именно они могут быть использованы. В «Почте России» отказалась от комментариев.
Безопасность превыше всего
Компании, так же как и опрошенные ранее эксперты ТАСС, подчеркивают, что в погоне за покемонами игрокам не стоит забывать о безопасности. Так, администрации московских аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково не против того, чтобы пассажиры играли в Pokemon Go. Вместе с тем и в Шереметьево, и в Домодедово напомнили про требования соблюдать транспортную безопасность.
РЖД оказались более радикальными и призвали отказаться от геолокационных мобильных игр во время нахождения на железнодорожных объектах.
Оператор энергетических сетей в России «Россети» в свою очередь также предупредил всех любителей геолокационных игр об опасности развлечений в непосредственной близости от объектов электросетевого комплекса. «В связи с массовым распространением видеоигры и желанием ее участников вести «охоту на покемонов» повсеместно, компания «Россети» напоминает, что вблизи энергообъектов необходимо быть максимально бдительными и осторожными», — заявили ТАСС в пресс-службе компании. Представитель «Россетей» подчеркнул, что именно в теплое время года происходит всплеск случаев электротравматизма, вызванный грубыми нарушениями правил безопасности, и каждый третий из этих случаев заканчивается летальным исходом.
Однако Сбербанк увидел в небезопасности игры возможность для увеличения своей клиентской базы и предложил застраховать ее любителей. Так, если при ловле покемонов игрок очень увлечется и получит травму, «Сбербанк страхование жизни» выплатит компенсацию.
Регулировать не нужно
Несмотря на то, что вопрос безопасности игры неоднократно поднимали не только представители бизнес-сообщества, но и политические деятели, четкого мнения по этому вопросу нет.
Государству не надо вмешиваться в вопросы размещения виртуальных объектов игры Pokemon Go в реальном мире, уверен советник президента РФ по вопросам развития интернета Герман Клименко. С ним согласен и председатель комитета Госдумы по информатизации Леонид Левин, который заявил, что возможности пользователей играть в ту или иную игру «не надо никаким образом ограничивать», если процесс игры не нарушает нашего законодательства.
Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров также заявлял, что не считает нужным заниматься регулированием использования игры Pokemon Go.
В то же время первый зампред комитета Госдумы по информполитике Вадим Деньгин считает, что нужно разъяснять гражданам, в чем заключается угроза, которую содержит в себе игра. По словам члена комитета Госдумы по информполитике Александра Ющенко, цель этой игры — обновление картографических изображений планеты, включая информацию о секретных объектах.
Жалобы на покестопы принимаются
Первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил газете «Известия», что законодатели РФ намерены рассмотреть введение ограничений для данной игры, чтобы защитить общество от необратимых негативных последствий, и вынести проблему на широкое обсуждение.
Он предложил законодательно запретить размещать объекты Pokemon Go в религиозных учреждениях, тюрьмах, больницах и других объектах социального назначения, а также в местах погребения и вблизи памятников.
Речь идет о так называемых покестопах — специальных пунктах на карте Pokemon Go, в которых игрок может восполнить ресурсы для продолжения игры, а также получить ряд бонусов. Карта игры совпадает с картой реального мира, и система автоматически размещает покестопы рядом с наиболее заметными публичными местами — памятниками, музеями, арт-инсталляциями, церквями, кладбищами, детскими площадками и другими культурными и социальными объектами. Это приводит к тому, что поклонники игры начинают «осаждать» такие объекты и вести себя некорректно. В то же время японская Nintendo, владеющая Pokemon Go, уже заявила о готовности принимать жалобы от пользователей в отношении размещении виртуальных объектов игры в неподходящих для этого местах.