«Труд» составил рейтинг привлекательности регионов для наемных сотрудников.
В лидерах оказались северные области, Сибирь и восток России. Это связано с традиционно высокими заработками в этих регионах. Но качество жизни во многих из них оставляет желать лучшего, критикуют рейтинг эксперты.
Рейтинг составлялся без учета самого богатого региона России — Москвы, которая традиционно притягивает к себе работников со всей страны. При составлении списка привлекательности учитывались официальные данные по средней зарплате в регионе, стоимости жизни и недвижимости, а также безработице.
На первом месте — Ямало-Ненецкий автономный округ. В первой двадцатке рейтинга вообще оказалось четыре нефтяных региона России. В них традиционно высокие заработки, а инфраструктура заточена под потребности местных компаний.
В аутсайдерах — южные регионы: Чечня, Ингушетия и Калмыкия. Зарплата в них почти в два раза меньше среднероссийской, а безработица бьет все мыслимые рекорды. Например, в Ингушетии каждый второй взрослый — безработный.
Рейтинг не учитывает качество жизни в регионе, отмечают опрошенные «Трудом» эксперты. Кроме того, привлекательные области с высокой долей теневой экономики оказались ниже, чем могли бы, потому что официальная статистика не принимает в расчет, например, серые зарплаты.
Москва, на которую приходится большинство российских переездов, при составлении рейтинга не учитывалась. В лидерах оказались Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург и Чукотка. «Российский Север всегда был привлекательным местом для переезда и работы, — рассказывает Наталья Долженкова, коммерческий директор Kelly Services. — Там всегда есть рабочие места, даже в кризис». Попадание в рейтинг Санкт-Петербурга, самого крупного после Москвы города, оказалось вполне предсказуемым.
Во всех регионах — лидерах рейтинга низкая безработица и высокие зарплаты. Традиционные проблемы Севера и Сибири — удаленность и сложность доставки грузов — компенсируются тем, что местная инфраструктура организована под потребности конкретных компаний, в основном нефтяных. «Тамошний соцпакет очень широк — например, он включает в себя продуктовый и фармацевтический наборы», — рассказывает Юлия Пискунова, руководитель проекта по развитию бизнеса «Империи кадров». Это позволяет высококвалифицированным специалистам приезжать действительно на заработки. Правда, работать и жить там тяжело из-за сурового климата. К тому же переезд в эти регионы обойдется в большую сумму, чем в Москву.
В нижних строках списка оказались традиционно депрессивные регионы: республики Чечня, Ингушетия, Тыва и Калмыкия. Там самые маленькие в стране зарплаты — почти в два раза ниже среднероссийской, которая составляет 18 тысяч рублей. Также в этих регионах высокая безработица. Например, в Ингушетии каждый второй взрослый не имеет занятия. Этим регионам не помогает даже невысокая стоимость жизни и дешевая недвижимость.
В середине списка оказался Краснодарский край, в котором в последний год активно развивается бизнес и идет подготовка к Олимпиаде в Сочи. «Скорее всего, это связано с недостаточным пониманием того, что там не в состоянии обеспечить достаточный уровень менеджмента данных проектов, посему возникают сложности с переездом высококвалифицированных специалистов из других регионов», — размышляет Юлия Пискунова. Возможно, это связано с недостатками рейтинга.
Гримасы статистики
Эксперты, опрошенные «Трудом», указали на важные недостатки рейтинга: он не учитывает качество жизни в регионе и слишком сильно зависит от официальной статистики. «Чукотка не может быть в лидерах, — объясняет Наталья Зубаревич, директор региональных программ Независимого института социальной политики. — Ценовые индикаторы в России нельзя сравнивать в лоб». На Чукотке очень высокая стоимость жизни, выше той, которую показывает официальная статистика. По той же причине сомнения у нее вызывает и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Некоторые регионы оказались в середине таблицы потому, что в них высока доля теневой экономики, которую опять же не видит Росстат. «Странно, что низко оказался Владивосток из-за невысоких заработных плат, — размышляет Наталья Долженкова. — По нашим данным, заработная плата здесь почти как в Санкт-Петербурге». Она связывает это с тем, что в регионе велика доля серых зарплат, которые официальная статистика никак не учитывает.
«Мы отметили резко возросший интерес к Ставрополью, Владивостоку и Твери», — рассказывает Юлия Пискунова. Первые два региона, по ее словам, не так давно представляли собой практически белые пятна на рынке труда. Сейчас в них активно развиваются фармацевтические и розничные компании, которые, соответственно, ищут людей. Правда, не всегда квалифицированных. Например, в Твери большое количество предприятий было создано в обрабатывающей сфере: деревообработка, изготовление мебели и производство стройматериалов.
Куда в кризис переезжают люди
Ставрополь
30-летняя Марина работала в крупном столичном супермаркете оператором баз данных. Ее зарплата была 23 тысячи рублей в месяц, при этом женщина была не слишком довольна своей работой. Много нервов, мало денег и совершенно никаких перспектив. «В один день мы с мужем решили: хватит. Переезжаем», — рассказывает Марина. Муж к тому времени тоже разочаровался в своей работе системным администратором: в фирме прошли сокращения, плюс порезали зарплату — с 40 тысяч рублей в месяц до 30 тысяч. Они собрали вещи и отправились искать жилье в Ставрополе. «Это хороший город: и климат там подходящий, и работу мы найти сможем», — комментирует Марина. И хотя у них не было знакомых в городе, супруги продали дачу в Подмосковье, купили небольшую двухкомнатную квартиру в Ставрополе и уже пакуют вещи.
Абхазия
Анна работала продавцом колбасного отдела в продуктовом магазине в Подмосковном Дмитрове. Ее муж Сергей трудился механиком в автомастерской. Заработок на двоих составлял 47 тысяч рублей в месяц. В прошлом году, когда их сыну исполнилось 25 лет, супруги решили бросить работу, оставили квартиру сыну и уехали жить в Абхазию. Через старых знакомых они купили там домик за 30 тысяч рублей. Еще столько же потратили на обстоятельный ремонт. «Здесь нас ничего не держало: сын вырос, особых успехов на работе мы не достигли», — объясняет решение Анна. Ее не испугала ни напряженная обстановка в Абхазии, ни фактическое отсутствие там работы. Супруги занялись выращиванием цветов и фруктов. Сейчас семью кормит муж Сергей — он ремонтирует машины соседей и знакомых. На жизнь, по словам Анны, им хватает.
Самара
Катя, юрист по образованию, родилась и училась в городке Суровикино в Волгоградской области. Четыре года назад она вышла замуж за парня из Самары и переехала туда. Катя устроилась юристом в крупную строительную фирму, и молодоженам дали временное жилье. Идиллия продолжалось до кризиса. «Наша фирма на изменения рынка отреагировала быстро: в августе поменялось руководство, многие проекты заморозили, и часть сотрудников сократили, в том числе и меня», — рассказывает Катя. С октября она два месяца искала новую работу. Поиски не увенчались успехом — ее никуда не хотели брать. Отчаявшись, молодая семья решила вернуться обратно домой, в Волгоград. Работу Катя там нашла достаточно быстро — ей помогла с этим мама. Правда, в зарплате девушка потеряла сильно, почти в два раза: с 15 до 8 тысяч рублей.
Как мы составляли рейтинг
Основа рейтинга — индекс привлекательности региона, который рассчитывался на основе статистики Росстата. Этот индекс показывает, насколько лучше работать в указанной области или крае, чем в среднем по России. Если цифра больше нуля — то рабочая ситуация в регионе лучше среднероссийской. Если меньше нуля — то хуже. Мы сравнивали регионы по следующим показателям: средняя зарплата, стоимость жизни, дороговизна жилья, общая безработица в области или крае. Мы предполагали, что данные государственных статистов точно отражают соотношение сил между регионами. При составлении рейтинга также учитывалось, что зарплата важна, по данным ФОМа, только для 81% россиян, а нуждаются в жилье, по данным Росстата, только 6% россиян. В рейтинге никак не отражена ситуация в регионе с работой в компаниях малого бизнеса, ведь Росстат с ними никак не работает.