Главная » Компании » Кто кормит Киев?

Кто кормит Киев?

Выборы выборами, а кушать хочется всегда! Кто же кормит Киев, в чьих руках все эти гипер-, супер — и просто маркеты, и какие миллионы мы все своей ежедневной потребностью есть, есть и есть приносим «кормильцам».

Кстати, супермаркет – не отечественное и даже не европейское, а чисто американское изобретение, принадлежащее Майклу Каллэну — администратору бакалейного магазина в городе Геррин (штат Иллинойс). В 1930 Каллэн открыл первый такой магазин в помещении… бывшего гаража, при котором для удобства покупателей была бесплатная стоянка автомобилей. Через два года Каллэн владел уже восемью такими маркетами с выручкой $6 млн в в год. Как ни смешно, но, считается, что огромным стимулом развития супермаркетов послужило изобретение в конце 30-х гг. прошлого века владельцем супермаркета в Оклахоме Сильваном Голдманом металлической тележки на колёсиках для продуктов вместо ручной корзинки!

Все это чем-то напоминает развитие рынка ритейла (от анг. retail – розничная продажа) в Украине конца 90-х. — возможно уровнем обслуживания, возможно торговым оборотом. Но, в отличии от американских, супермаркеты в Украине развиваются на гиперскоростях – впрочем, это можно понять: мы ведь так отстали! А собственники сетей ритейла буквально за несколько лет вошли в список самых богатых (!) людей Украины — по версии многих отечественных изданий.

Конечно же, Киев, столица, первым, скажем так, принял на себя удар по-американски: гипермаркеты и супермаркеты не только уже заменили собой большинство привычных «совковых» магазины и стихийных «супермаркетов», но становятся все более популярными среди жителей столицы. В этой связи интересны такие данные: в 2007 году, например, основным местом осуществления покупок продуктов и непродовольственных товаров повседневного спроса для киевлян были магазины сети «Сильпо» (24%), «Велика Кишеня» (20%), «Фуршет» (15% респондентов), «Metro C&C» (6%), рынок/уличная торговля ( 6%). Таковы результаты исследования, проведенного исследовательской компанией «GfK-Украина». Более того, в ТОП-30 восточноевропейского ритейла украинские и российские компании заняли аж 20 позиций!

Ну, а теперь самое время — о лицах, которые скрываются за известными каждому киевлянину брэндами.

Крупнейший розничный торговец Украины – Владимир Костельман. Он владеет группой компании «Фоззи», это — гипермаркеты Fozzy, 34 супермаркета «Сильпо» (только в столице), так называемые магазины у дома «Фора», магазин-самоход GONZA, а также новое для украинского рынка решение, хотя и очень популярное на западе — Бутер Точка. Все бутерброды, которые вы могли где-либо видеть, в каких угодно супермаркетах, нарезаны компанией Костельмана.

Аналитики оценивают его состояние в более чем $450 млн.

А его магазины «Сильпо» уже не первый год по данным компании GFK-Украина являются самыми популярными супермаркетами в стране. В 2007 году по всей Украине их было 124. В 2006 году именно Костельман первым ввел понятие собственный лэйбл в украинский ритейл и «Сильпо» запустило «ТМ Премию». На данный момент под «ТМ Премия» выпускается огромное количество продукции — от закатанных помидоров до фольги для запекания рыбы, мяса, овощей и т. п.

В прошлом году его компания приобрела сеть маркетов «Буми» и птицефабрику в Закарпатье. Несмотря на постоянные проблемы с Антимонопольным комитетом Украины, он по-прежнему остается одним из самых успешных украинских ритейлеров. К слову, в сентябре прошлого года Костельман был оштрафован на 50 тысяч гривень за нарушения антимонопольного законодательства при приобретение компании «Украинские грузовые курьеры», а в марте его супермаркеты также «попали под раздачу» — за ценовой заговор.

Но, кроме прибыльного бизнеса, Костельман вкладывает свои капиталы и в культурное развитие страны, он является издателем журнала «ШО».

Роман Лунин возглавляет одну из наиболее динамично развивающихся сетей супермаркетов – «Квиза трейд». По версии журнала «Фокус», его состояние 2007 года оценивается даже выше, чем у его, казалось бы, более предприимчивого коллеги – в $690 млн.

В 2007 году Лунин совершил очень важную сделку – стал полноправным владельцем 100% акций кипрской компании Hazinart Limited, владеющей контрольным пакетом акций компании «Квиза трейд». Последняя на украинском рынке известна такими брэндами как ТМ «Велика Кишеня», «Бегемот», молдавскя сеть супермаркетов Green Hills Market. На данный момент сеть Лунина участвует в акции от Киевской горгосадминистрации по предоставлению карты скидок для ветеранов в размере 10% от стоимости товаров.
«Квиза трейд» — один из крупнейших операторов розничной сети супермаркетов в Киеве. Сегодня это: 11 супермаркетов — 10 расположены в Киеве и один в Обухове, а также четыре супермаркета «Бегемот», которые в ближайшее время будут работать под брэндом «Велика Кишеня». В 2007 году «Велика Кишеня» запустила собственный продукт – ХИТ-Продукт.

Чистый доход компании Квиза Трейд в 2007 году составил 3,5 млрд грн. – по сравнению с доходом в 2006 году на уровне 2 млрд. грн. Сам Лунин признается, что собирается продать 25–30% акций компании через Лондонскую биржу в ближайшее время, тогда и будет известна четкая и точная капитализация компании, а также состояние ее владельца. На данный момент, кстати, его сеть также участвует в «разборках полетов» с АМКУ.
Не только в Украине, но и в Молдавии с Луниным конкурирует еще один украинский ритейлер. Это Игорь Баленко, президент самой «возрастной» сети супермаркетов в Киеве — «Фуршет» (кстати, муж известной певицы и скрипачки Ассии Ахат). В 2007 году его компания открыла по два магазина в Кишиневе и в Бельцах. В Украине же «Фуршет» был основан в 1991 году, на данный момент является второй по капитализации сетью супермаркетов в стране после «Сильпо».

Сам Баленко в прошлом году значительно увеличил состояние и свое, и своей компании. Он взял кредит у ЕБРР на $90 млн. К имеющимся 94 супермаркетам на эти деньги он планирует построить еще 30.

Кроме того, в 2007-ом «Фуршет» купил девелоперский холдинг ТКС в Трускавце Львовской области, сеть супермаркетов «Сусид», а также договорился о строительстве ТРЦ в промышленной зоне на Петровке.

В том же 2007 году, компания заявила о намерении расширить свою сеть дешевых отелей «7 дней» по всей Украине. Сейчас открыты уже два отеля — в Киеве и Каменце-Подольском.

Кроме того, в прошлом году французская сеть супермаркетов Auchan купила около 20% акций «Фуршета», что принесло Баленко дополнительные средства для развития. На данный момент эксперты насчитают около $630 млн в его активах. А уже после открытия первого гипермаркета Auchan на Петровке, Баленко заявил о планах создания сети дешевых ресторанов по всей стране. Они будут размещаться неподалеку от супермаркетов и в наиболее застроенных офисами частях городов.

В политике у бизнесмена тоже успехи. С 2002 года Баленко – депутат Киевсовета, член Народной партии Владимира Литвина. Немногим ранее, указом Президента он был назначен Почетным консулом консульства Перу в Украине. Обязанности исполняет на общественных началах.

В 2007 году в одном из новых ТРЦ столицы – «Материк» на Индустриальном мосту, открылся новый супермаркет – «Рэйнфорд». Как выяснилось позже, его собственник является также и владельцем всего ТРЦ. Это Александр Мартынов. Состояние этого человека эксперты оценивают в $.300 млн, но полными данными о его активах ни прессе, ни общественности не известно.
Группа компаний Рэйнфорд, владельцем которой является Мартынов, еще и производит — продукты, бытовую технику. А в 2007 году начала выпуск мобильных телефонов. Компания владеет несколькими супермаркетами по всей стране, но это не является основным видом бизнеса для ее владельца. Хотя компания и планирует развивать сеть маркетов по всей Украине.

Кроме «Рэйнфорда», в Киев не так давно пришла и западно-украинская сеть супермаркетов – «Край». Группа компаний была основана в 2001 году в Ровно Анатолием Юркевичем, совладельцем АО «Банкомсвязь» (Киев).

Компания стартовала с коммуникационных услуг, но вскоре обросла такими брэндами как «Милкиленд-Украина», «ТМ Смак», издательским домом «Максимум», ТМ «Напои».

На данный момент сеть супермаркетов «Край» насчитывает 54 магазина, а состояние Юркевича оценивают в $290 млн. «Милкиленд» к концу 2007 года вплотную приблизилась к показателю оборота в один млрд. грн. Вполне логичным стало стремление группы расширить свою сферу влияния на другие рынки. В январе 2008 года его компания «Милкиленд» во имя избежания запрета на ввоз сыро-молочной продукции в Россию купила Останкинский молочный комбинат.

Сам Юркевич не скрывает, что инвестиционная активность его компании в последнее время связана с планами по выходу на IPO на Франкфуртской фондовой бирже. Перед этим группа обростает новыми активами, что должно положительно сказаться на ее капитализации. На IPO предположительно будет выставлено 20% нидерландской Milkiland B.V., на которую сейчас оформляются все молочные активы.

Сейчас компания «Милкиленд» является третьим по объему производителем сыра и цельномолочной продукции в Украине, а сеть супермаркетов «Край» представлена практически в каждом городе страны.

Интересно: в 2005 году Юркевич был назначен замглавы Киевской областной государственной администрации. Поговаривают, что лоббистами его назначения выступила группа влиятельных бютовцев во главе с Богданом Губским и Сергеем Осыкой (правда, когда губернатором стала Вера Ульянченко, бютовского протеже «ушли» с этой должности). Но есть ли у этой троицы совместный бизнес — достоверно неизвестно. Как бы то ни было, но еще одним немаловажным направлением бизнеса Юркевича становится земля. Сейчас он параллельно возглавляет девелоперское агентство «Сити-стейт»: по некоторым данным, компания контролирует тысячи гектаров земли в Киевской, Черкасской и Житомирской областях.

И если у украинских бизнесменов в ритейле пока наблюдаются лишь успехи, то попытка выйти на столичный рынок ритейла российской компании X5 Retail Group N.V. «увенчалась» неудачей. Хотя председатель наблюдательного совета компании Эрве Деффоре не раз говорил различным СМИ, и украинским в том числе, что ритейлерский рынок в Украине – наиболее перспективный и быстро развивающийся рынок в СНГ, а поэтому сюда надо идти.

Крупнейшая в России продуктовая розничная компания еще в 2004 открыла первый свой супермаркет на Оболони – «Пятерочка». В 2006 году, после слияние сети «Пятерочка» и «Перекресток» – его отдали последнему. С тех пор открыты только один маркет на улице Васильковской в Киеве, и два под столицей – в Вышгороде и Броварах. Планы выхода на украинский рынок россияне рассматривают как туманные.

В самой же России компания включает 731 магазин «Пятерочка», расположенных в Москве (321), Санкт-Петербурге ( 249) и других регионах РФ ( 161), а также 183 супермаркета «Перекресток» в центральном регионе России и на Украине, включая 108 магазинов в Москве.

Россияне, в отличие от украинских ритейлеров, работают с 9.00 до 22.00. Чем не могут удовлетворить потребность избалованного столичного покупателя, и, соответственно, конкурировать с соседними «Великими Кишенями» или «Фуршетами», работающими круглосуточно.

В начале мая нынешнего года еще один российский миллиардер — Олег Бойко (по версии Forbes, занимает 65 место в списке российских миллиардеров), владеющий крупнейшим игорным холдингом в Восточной Европе Ritzio Entertainment Group, заявил, что управляющая его активами компания Finstar намерена привлечь в 2008 году $1,5 млрд для расширения игорного бизнеса и ритейла в Украине. В частности, здесь компания намерена заняться строительством гипермаркетов и магазинов косметики.
В Украине компания Ritzio Entertainment Group уже владеет развлекательным комплексом River Palace, сетью центров развлечений «Кинг», сетью салонов игральных автоматов «Метро-Джекпот» а также сетью букмекерских контор «Спорт-Пари».

В Киеве пытаются утвердиться и некоторые другие компании, занимающиеся розничной торговлей. Но… Например, открытие нескольких австрийских супермаркетов «Билла», а также российских «Перекрестков» более похоже на дело имиджа, а не выход на рынок. Правда, на данный момент о своих планах выхода на столичный рынок ритейла заявили такие компании как «Мидланд» Эдуарда Шифрина (2007 году польский журнал Wprost оценил его состояние в $ 1, 7 млрд) и «СКМ» Рината Ахметова (богатейший украинец!) с брэндом «Брусниця», который они развивают в восточных и южных областях страны. Но пока это – только планы. Хотя, если исходить из признанных в цивилизованном мире норм обеспечения торговой площадью на одного городского жителя (Киев приблизительно в полтора раза отстает от этих показателей), то, выходит, возможностей у новых потенциальных «кормильцев» достаточно.

И еще. При все возрастающей популярности торговли по принципу супермаркета, любой из кампаний, работающих на столичном рынке, еще очень далеко, например, до американской компании «Wal-Mart». Ее годовой оборот — $315,6 млрд! Хотя, учитывая тот факт, что общий годовой объем мирового ритейла равен примерно $10 трлн, и наш отечественный имеет шанс претендовать на часть из этого огромного денежного потока, который не только не иссякает, но пополняется и пополняется из покупательских кошельков. Ибо кушать, как известно, хочется всегда!

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.