После девяти месяцев затишья стоимость барреля нефти начала расти медленно, но уверенно. Так, начиная с пятого августа, цена нефтяной корзины ОПЕК уже превысила показатель 72 дол. за баррель. По мнению некоторых мировых экспертов, это еще не предел: до конца 2009 года нефть «рванет» до 100 дол., а возможно, даже достигнет предыдущей планки в 200 дол. за баррель. О последствиях для Украины дальнейшего ценового роста нефти «День» спрашивал экспертов.
По мнению директора компании «Трансэнергоконсалтинг» Светланы Голиковой, рост стоимости нефти — это намеренное волнение рынка, чтобы повысить на нее спрос и сделать запасы по нынешней цене. В нефтяной сфере есть два наибольших игрока: Саудовская Аравия (наибольший добытчик нефти) и США (наибольший потребитель). Длительное время именно экономики этих стран делали погоду на рынке нефти. Однако последнее время себя активно позиционирует Иран. Поскольку мировым лидером все же является Саудовская Аравия, то она заинтересована снизить цены на нефть, чтобы не пустить на рынок другого мощного игрока. В отличие от Саудовской Аравии ценовой рост непосредственно выгоден Ирану. Ведь высокая цена на нефть делает для нее еще интереснее и выгоднее разработку новых месторождений. А если достойной цены нет, то пропадает инвестиционная привлекательность таких проектов, считает Голикова. Поэтому, именно от результата соревнований между Саудовской Аравией и Ираном будет зависеть дальнейшая цена на нефть, считает она.
Главный продавец нефти для Украины, Россия, вероятнее всего, будет на стороне желающих повысить цену. По словам Голиковой, стоимость добычи нефти в России, безусловно, дороже, чем в Саудовской Аравии. Это связано с климатическими условиями добычи. Поэтому, «если Саудовскую Аравию устраивает цена и в 30 дол., и они будут „на коне“ с такой ценой, то Россию более-менее устраивает 70 дол. за баррель. Но если будет цена меньше 40 дол. за баррель — можно ставить крест» на бюджетном исполнении в России.
Что же ждать Украине? Голикова призывает не драматизировать: «Я бы не была очень пессимистичной относительно цены на нефть в 90 дол., 100 дол. или 120 дол. за баррель. Нет, к концу года нефть будет приблизительно стоить 60-70 дол., потому что именно такая цикличность была в прошлом году».
В тоже время для Украины рост цен на нефть будет иметь два последствия. Первое страна почувствует уже в ближайшее время — бензин в рознице снова скакнет в цене. По расчетам директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, минимальная розничная цена А-95 в конце августа составит 7,6 гривни за литр, а дизтопливо остановится на 6 грн. Однако помимо мировой тенденции на украинский рынок бензина будет влиять внутренний фактор, замедленного действия. По словам Куюна, им станет возобновление тенденции к девальвации гривни. «Каждые 50 копеек увеличения курса доллара дают 13-14 копеек увеличения стоимости литра бензина», — добавляет эксперт. При этом дефицита бензина в рознице ожидать не стоит.
Другое, более отдаленное во времени последствие, — это стоимость импортного газа. По мнению президента Киевского международного энергетического клуба «Q-club» Александра Тодийчука, тема нефти подогревается не только ее добытчиками, но и продавцами газа. «Вы знаете, что Россия привязала цену на газ к цене на нефть. Украинцы меньше всех заинтересованы в росте цены на нефть, потому что это приведет к росту цены на газ», — добавил он. На вопрос «Дня», на сколько удорожает газ для Украины при поднятии стоимости барреля нефти на 10 дол., эксперт отметил: базовая цена на газ в формуле определена в 450 дол.. «Она самая высокая в Европе. Поэтому для нас цена будет расти быстрее всех. Приблизительно долларов на 15», — прогнозирует эксперт.
По мнению Тодийчука, сегодня страна не должна ждать, пока цена нефти вырастет до прежних высот. Надо стараться уйти от нефтяной привязки, активно разрабатывая свою нефтедобычу. Тем более что перспективы добычи собственной нефти довольно неплохие. «Украина имеет возможность сегодня добывать 7-8 миллионов тонн нефти на протяжении пяти лет. Это, в первую очередь, освоение шельфов Черного и Азовского морей. Единственное, мы должны создать лучшие условия для наших государственных компаний, которые занимаются добычей нефти», — говорит он. С другой стороны, необходимо допустить иностранцев на глубоководные зоны шельфа Черного моря, поскольку они имеют опыт добычи нефти на глубине более двух километров. А вот Украина не может похвастаться подобными технологиями. Другой вопрос, на каких условиях разрешать работать иностранным компаниям. Также страна может добывать 2-3 миллионов тонн даже при нынешних технологиях биотоплива и переходить на альтернативные источники энергии. В частности, в автомобильной сфере на электродвигатели, называет Тодийчук варианты ценовой стабильности на энергоресурсы в стране.
Дороговизна нефти подталкивает к тому, что нужно более бережно и эффективнее ее перерабатывать, дополняет коллегу-эксперта Куюн. А вот переработка — сегодня больное место отсталых нефтеперерабатывающих предприятий в Украине, «равных» которым в Европе больше не осталось. Их мало даже на постсоветском пространстве, считает директор «Консалтинговой группы А-95». «В России в развитие нефтепереработки ежегодно идут миллиарды долларов, а у нас то, что называют модернизацией, с точки зрения специалистов — косметический ремонт», — добавляет он. Уже закрылся Херсонский нефтезавод, не работают два западно-украинских завода, снижена переработка в Кременчуге, в августе есть снижение производства в Лисичанске. «Это первый звоночек, что когда нефть такая дорогая, то легче ее закачать в трубу и продать как сырье, чем посылать в Украину, где отсталая технология переработки, ее маленькая эффективность и большие инвестиционные риски, когда не знаешь, что будет с тем продуктом, который ты получишь», — считает Куюн.
Ко всему выше сказанному Тодийчук добавляет: власть и соответствующие органы должны обратить свое внимание на то, чтобы после снижения мировой цены на нефть стоимость бензина в Украине тоже снизилась, а не оставалась на прежнем уровне. «Как только идет тенденция спада на цену нефти, у нас этот процесс имеет огромную инерцию: иногда месяц-два нам продают по высокой цене и говорят, что купили нефть или нефтепродукты по высокой цене. А как только появляется тенденция роста цены на нефть — на следующий же день мы видим на заправках другие цены. К сожалению, нет правил игры», — отмечает он.