Единственно успешное в кризис автопредприятие – «КамАЗ» объединят с «главным аутсайдером» – «АвтоВАЗом». Холдинг создается «Ростехнологиями», авторство идеи принадлежит главе «АвтоВАЗа» Борису Алешину, для которого эта операция означает почетную отставку.
Объединение активов может спасти тольяттинский завод от банкротства, однако сами акционеры заводов признаются, что никто не подсчитывал экономического эффекта от объединения и не разрабатывал общей стратегии. При этом уже в течение ближайшего полугода «Ростехнологии» должны внести принадлежащие им пакеты заводов во вновь созданное юридическое лицо (им может стать ООО «Автоинвест-холдинг», учрежденное госкорпорацией в конце 2008 года).
О создании холдинга на базе своих активов в автопроме: 25% акций АвтоВАЗа, 37,8% акций КамАЗа и 30% акций завода «Автодизель» официально будет объявлено на этой неделе, отмечает газета. Возглавит холдинг гендиректор КамАЗа Сергей Когогин, который от лица «Ростехнологий» будет руководить АвтоВАЗом и КамАЗом – площадками, которые уже операционно подконтрольны госкорпорации («Автодизелем» управляет группа ГАЗ Олега Дерипаски). Президент АвтоВАЗа Борис Алешин покидает свой пост, пишет «Коммерсант».
Идея объединить АвтоВАЗ и КамАЗ принадлежит покидающему завод Борису Алешину – он начал лоббировать ее еще осенью 2005 года, когда «Рособоронэкспорт» (на его базе сформирована госкорпорация) только приступал к управлению АвтоВАЗом и КамАЗом. Будучи главой Роспрома, Алешин убеждал Владимира Путина в необходимости объединения АвтоВАЗа, КамАЗа и Горьковского автозавода и выделения единому автопроизводителю беспрецедентного объема госсредств – $ 5 млрд. Но проект не был реализован.
Аналитики отмечают, что реорганизация автопредприятий означает, что на «АвтоВАЗе», который испытывает кризис перепроизводства, конвейер которого на месяц остановлен и который впервые столкнулся с угрозой серьезных сокращений персонала и социальных волнений в регионе, вновь начнется долгий процесс смены управляющей команды, «который вряд ли пойдет на пользу».
Напомним, за последние месяцы падение продаж на «АвтоВАЗе» ускорилось до 44%: складские запасы превышают 80 тысяч машин. В начале августа появилась информация о возможном скором банкротстве компании. Эта версия получила подтверждение, когда стало известно, что компания израсходовала почти все (94%) средства, выделенные компании правительством России. Субсидии в 25 миллиардов рублей были потрачены на погашение долгов корпорации и поддержание работы конвейера, утверждают в компании.
«КамАЗ», напротив, сумел пережить первые год кризиса с наименьшими потерями: с начала года доля рынка этих грузовых автомобилей выросла вдвое – до 58,5%. Рост шел за счет резкого падения продаж иномарок. Продажи «КамАЗа» снизились не так сильно: в первом полугодии – на 57,4% до 4384 грузовиков, в то время как рынок в целом – на 76,7% до 15 830 штук. Если на конец 2008 г. доля «КамАЗа» на рынке новых тяжелых грузовиков массой 14-40 т составляла лишь 28,2% рынка, а к 1 июля выросла до 58,5%.