Главная » Компании » Первый вице-премьер правительства РФ: рецессия закончилась, но кризис продолжается

Первый вице-премьер правительства РФ: рецессия закончилась, но кризис продолжается

Экономика начала понемногу оживать. Первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов объявил вчера о возобновлении экономического роста в стране. Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач обнародовал свежие данные своего ведомства: в июле валовой внутренний продукт снизился на 9,3% по сравнению с июлем прошлого года, однако очищенный рост к июню 2009 года составил 0,5%.

Положительный показатель «месяц к предыдущему месяцу» достигнут впервые с начала спада осенью прошлого года, когда мировой финансовый кризис добрался до России. Можно ли говорить о смене тенденции? Действуют разнонаправленные силы. Подниматься отечественной экономике помогает начавшийся в июле рост инвестиций и чистого экспорта. Мешает — розничная торговля, чьи обороты продолжают падать из-за сокращения доходов и объемов кредитования населения.

«В июле спад экономики составил 9,3% в годовом выражении. Это меньше, чем было раньше: в июне было -10,1%, в мае -11,5%», — прокомментировал тенденцию Андрей Клепач.

Отошли от статистической погрешности

Главная показательная цифра, по мнению замглавы Минэкономразвития, — рост ВВП к июню, очищенный от сезонной и календарной составляющих. Рост, возможно, начался даже несколько раньше.

«В июне была оценка по ВВП +0,1% к маю, что находится в пределах статистической погрешности. Сейчас пересчитали оценку за июнь, и в зависимости от разных методик сезонного сглаживания она варьируется от 0,1 до 0,4% к маю», — заявил Андрей Клепач.

Июльские полпроцента уже находятся за пределами статистической погрешности. Этому, по мнению специалистов Минэкономразвития, способствовал рост инвестиций в июле по сравнению с июнем, который наблюдался впервые с начала кризиса. С учетом сезонного и календарного факторов инвестиции выросли на 0,3% к июню (начиная с третьего квартала 2008 года инвестиции только сокращались).

Также позитивное влияние на промышленность и экономику в целом оказывает увеличение чистого экспорта (экспорт за вычетом импорта), начавшееся в мае — июне.

Экономика не выросла еще сильнее из-за продолжения падения розничной торговли (очищенной по сравнению с предыдущим месяцем). В июле обороты отрасли снизились на 0,2% к июню. «Показатель отражает как падение реальных доходов, заработной платы, так и сокращение потребительского кредита », — пояснил Андрей Клепач.

Где находится Россия

Экономика переходит к фазе оживления, однако оно пока недостаточно устойчиво. «Как говорят на Западе, рецессия закончилась, но кризис еще не преодолен», — подчеркнул Клепач.

Говорить о завершении кризиса можно только тогда, когда производство превышает докризисный максимум, а до этого еще далеко. «Нам, к сожалению, чтобы этого достичь, по-видимому, потребуется несколько лет», — подытожил замминистра.

Конец рецессии обычно констатируют, когда два квартала подряд экономика, очищенная от календарной и сезонной составляющих, растет. Андрей Клепач уверен, что оно вот-вот так и будет: «Ожидаем, что в третьем и четвертом кварталах будет положительный прирост ВВП к предыдущим кварталам».

Замминистра также отметил, что падение промышленности закончилось уже в мае, а затем наблюдался рост. Его в ведомстве объясняют тем, что повысился внешний спрос, долги многих предприятий были реструктурированы, а издержки — сокращены. Помогли увеличенный госзаказ и другие закупки. «Деньги уже дошли до предприятий», — заключил Клепач.

В мае промышленность продемонстрировала очищенный рост на 0,4% к апрелю, в июне рост промпроизводства составил 1,3% к маю, а в июле рост равнялся 0,9% к июню.

При этом если в мае рост шел в основном в сырьевых отраслях, то в июне и еще больше в июле оживление охватило почти все отрасли промышленности: пищевую, легкую, машиностроительный комплекс, в том числе электрооборудование и транспортные средства. Правда, последний сектор в основном за счет вагонов и грузовиков, а не легковых автомобилей.

В ожидании замедления

Осенью Минэкономразвития ожидает небольшое замедление роста промышленности. Скажутся тяжелая ситуация в автопроме, а также последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. «Кроме того, есть маятниковый эффект, когда несколько месяцев подряд что-то растет, например поставки машин, турбин, а потом они заканчиваются, и показатели проседают», — объяснил Андрей Клепач.

Инфляция не исчезнет

В августе инфляция составит 0,3—0,4%, в сентябре будет еще ниже, а по итогам года этот показатель стабилизируется на уровне 12%. «Бензин растет, молоко начнет расти, оно падало, мясо продолжает расти. Непродовольственные товары достаточно стабильны», — оценил ситуацию с ценами в России Андрей Клепач. Инфляция в июле 2009 года составила 0,6%, столько же в июне. В годовом выражении инфляция выросла с 11,9% в июне до 12,0% в июле. С начала года инфляция составила 8,3%.

Случайный всплеск или закономерность?

Владимир Головнев / первый зампред комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству (фракция «Единая Россия»)

Скорее закономерность. Сегодня действительно ощущается рост, и в первую очередь в финансовой сфере. При этом пока более пристально нужно посмотреть на производственный сектор, потому что в некоторых регионах имеются определенные вопросы. Что в принципе и понятно, так как производство всегда идет с неким запаздыванием относительно финансов. Почему я ставлю финансы на первое место? Потому что вижу, как сейчас стали банки работать: больше выдавать кредитов, ставка пошла вниз, кредитные учреждения уже сами звонят клиентам, что полгода назад выглядело бы фантастикой. Так что я абсолютно согласен со словами Игоря Шувалова. Но нужно посмотреть, как мы отработаем окончание третьего квартала и начало четвертого.

Александр Потавин / главный аналитик ИК ITinvest

Похоже на закономерность: все чаще слышны подобные победные реляции со стороны западных (да и не только) государств. Тот же Казахстан, по-моему, на прошлой неделе заявил, что рецессия там закончилась. Канада до этого заявляла, Новая Зеландия, Австралия… В США никто ничего такого не говорил, но там хватает и неофициальных мнений: известные инвестбанкиры делают оптимистичные заявления и так далее. То есть в данном случае мы имеем мнение госчиновника, который выражает свою точку зрения. Что будет на самом деле? Судя по всему, он не далеко ушел от истины, и в ближайшее время мы все получим: просто-напросто за счет того, что в России очень сильно упала экономика в начале года. За счет роста цен на нефть, за счет некоторого отложенного спроса, за счет снижения производственных запасов. За счет всего этого мы, скорее всего, увидим рост нашей экономики по итогам третьего квартала; сыграет свою роль эффект низкой базы. Хотя по большому счету похвастать нам особенно нечем. Поскольку ни одна из антикризисных мер (кроме накачки свободных денег в банковскую систему) не принесла особого оживления экономики. Это касается и кредитования населения на покупку автомобилей, и инфраструктурных проектов, и борьбы с безработицей, и многого другого.

Дмитрий Орлов / гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций

Велика вероятность, что дно пройдено. Однако относительно дальнейшего движения экономики я настроен более пессимистично: соответствующая кривая, пожалуй, будет L-образной, и мы увидим горизонталь, а не вертикаль. Повторюсь, с моей точки зрения (особенно если судить по строительному сектору США, по тому, что цены на сырье растут за счет каких-то спекулятивных факторов, а не за счет увеличения спроса, и так далее), ниспадающая фаза кризиса действительно близка к завершению. Но это отнюдь не означает, что сразу же начнется бурный рост.

Валерий Миронов / главный экономист фонда экономических исследований «Центр развития»

Все зависит от динамики запасов готовой продукции и сырья, которые перед кризисом у нас были очень раздуты. Из-за инфляции предприятия эти запасы накапливали, чтобы застраховаться от роста цен. Соответственно, когда начался кризис, то спрос упал всего на 2%, а ВВП упал на 10%. Потому что распродавались запасы, а производство останавливалось: зачем закупать что-то у поставщиков, когда и так все склады забиты? Но постепенно запасы рассосались, и производство начало совпадать со спросом. Видимо, все произошло в первом полугодии, и сейчас мы можем иметь некоторое восстановление (уже не двузначное падение, а однозначное). В результате мы получим плюс, заключающийся в том, что перестанут сокращаться запасы. Но при этом будет и минус: импорт снова вырастет, и наши производители станут вытесняться. Можно было бы сделать больше плюсов, так как когда вырастет импорт, торговое сальдо сократится, и курс может упасть. Но здесь ЦБ нужно сделать выбор, работаем ли мы на текущий момент либо на будущее: будет потребитель доволен сейчас, или экономика станет развиваться, и граждане будут довольны через какое-то время.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.