Стремительное повышение цен на продукты привело к тому, что в последние месяцы, впервые за 17 лет, вновь заговорили о продовольственных карточках. О возможности введения продуктовых талонов для беднейших граждан уже заявляли власти Сахалинской области, Санкт Петербурга, не исключал такой перспективы и глава Минсельхоза Алексей Гордеев. Теперь с предложением ввести продуктовые карточки к главе Минэкономразвития Эльвире Набиуллиной обратились представители делового сообщества.
«Государство должно компенсировать самым бедным людям рост цен на продукты, например, вводить специальные талоны на питание», — заявил на днях в Общественной палате РФ председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Общественника поддержал бизнесмен, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, подчеркнув, что затея не имеет ничего общего с советским прошлым, а апеллирует к опыту США, где с 1964 года действует госпрограмма продовольственной помощи беднейшим американцам — food stamps. Так, в США семья из двух человек с ежемесячным доходом менее $1141 получает раз в месяц продуктовые талоны на сумму $298. В прежние времена это были бумажные чеки, теперь деньги переводятся на специальную пластиковую карточку, и с ее помощью можно приобрести самые дешевые продукты.
Адресная помощь, по мнению господ Шелища и Злочевского, в наибольшей степени отвечает интересам нуждающихся и не ущемляет интересов предпринимателей, которые понесли убытки из-за заморозки цен на социально значимые товары. О том же сообщается и в аналитической записке, адресованной участниками круглого стола главе Минэкономразвития Эльвире Набиуллиной. Бизнесмены подчеркивают, что меры, подобные заморозке цен, впредь использоваться не должны, поскольку приносят лишь вред российской экономике, вызывая отсроченный рост цен и подрывая бизнес компаний. Похоже, предприниматели не очень то верят в способность правительства справиться с ростом цен, и не хотят, чтобы забота о компенсации негативных последствий инфляции вновь легла на их плечи. Правда, пока дальше общей идеи дело не двинулось. Практических методик по созданию и внедрению российских food stamps предложено не было.
Сомнения предпринимательского сообщества небезосновательны: с октября прошлого года, вопреки неоднократным обещаниям, кабинет так и не смог представить антиинфляционной программы, а отдельные хаотичные шаги правительства в этом направлении, по мнению независимых экономистов, лишь способствовали еще большему разгону инфляции.
Тревожным сигналом выглядит и тот факт, что представители власти в своих выступлениях все чаще пытаются представить ценовые проблемы в стране как «вызов со стороны мирового рынка», уводя на второй план, а порой и замалчивая роль внутренних факторов. Но достаточно взглянуть на официальные данные Росстата, чтобы убедиться: Россия страдает от роста цен вообще и от подорожания продовольствия, в частности, гораздо сильнее других стран. Например, за первые три месяца 2008 года инфляция в России составила 4,8%, в Евросоюзе — 1,1%, в Бразилии — 1,5%, в США — 0,8%, а в Канаде всего 0,5%. Ситуация на продовольственном рынке не менее красноречива: за первый квартал этого года продукты в России подорожали на 6,4%, а в Евросоюзе лишь на 1,8%. Да и многочисленные эксперты почти единогласно заявляют о том, что главные причины роста цен на продукты надо искать именно внутри страны, и даже называют их. Как сказал обозревателю РИА Новости главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин, единственный способ обуздать инфляционные процессы — провести демонополизацию рынков, причем не только продовольственных, но и из других секторов. На продовольственном же рынке существование значительной прослойки оптовиков-перекупщиков приводит к тому, что по пути от производителя к продавцу соответствующий товар порой дорожает в несколько раз.
Нельзя сказать, что эта проблема свалилась на чиновников как снег на голову. О криминализации продовольственной отрасли, в частности о переходе столичных плодоовощных баз под контроль этнических преступных группировок, немало говорилось и писалось (в том числе и высокопоставленными сотрудниками МВД) с 90-х годов. О результатах многолетней борьбы чиновников с подобными структурами можно судить по заявлению экс-президент РФ Владимира Путина, который в октябре прошлого года призывал губернаторов следить за тем, чтобы чиновники на местах не «крышевали» перекупщиков, а боролись с ними.
Итак, цены, скорее всего, уже не обуздать, вопрос лишь в том, кто, как и в каком размере будет компенсировать гражданам негативные последствия их роста. Пробный шар, брошенный бизнесменами, в цель не попал — чиновники МЭРТ категорически высказались против каких-либо карточек, мотивируя свою позицию тем, что контроль за распределением и использованием карточек слишком сложен, а значит, создается благоприятная среда для всевозможных злоупотреблений. По мнению депутатов Госдумы, появление карточек может поставить под вопрос главное достижение последних лет — стабильность в стране, и даже, как признался заместитель председателя Комитета ГД по собственности Юрий Медведев, спровоцировать социальный взрыв.