Заполучить ее жаждет канадская фирма по производству автомобильных комплектующих Magna International Inc., которую манит перспектива миллиардных кредитов в рамках спасения немецкого автопроизводителя, а также быстрого выхода из кризиса после окончания рецессии. Такие же желания и у бельгийской инвестиционной компании RHJ International.
А теперь и новый держатель контрольного пакета акций американского Chrysler итальянская компания Fiat SpA намерена реанимировать свое предложение о покупке Opel.
Об этом в среду сообщила итальянская общенациональная газета La Repubblica. В ее статье говорится, что Fiat готов и хочет прийти на выручку, если GM откажет компаниям Magna и RHJ.
Оказывается, заявки Magna и RHJ не очень-то быстро продвигаются вперед. Правление GM в прошлую пятницу так и не смогло разобраться в своих предпочтениях, вызвав разочарование у обоих претендентов и у правительства Германии.
Давая вчера интервью немецкому телевидению, канцлер Германии Ангела Меркель дала понять, что вопрос о выборе победителя пока не решен. «Конкуренция важнее спешки», — заявила она.
Представители Fiat не захотели комментировать газетную статью, которая может оказаться одновременно и правдивой по сути, и несколько неправдоподобной. На самом деле, Fiat не отменял свою заявку на приобретение Opel; он просто отказался пересмотреть ее в конце весны, когда Magna и RHJ предложили лучшие условия. В тот момент компания под руководством своего генерального директора итальянско-канадского происхождения Серджио Маркионне (Sergio Marchionne) была занята другими делами, ведя переговоры о покупке Chrysler.
В интервью, опубликованном в воскресенье на страницах итальянской деловой газеты Il Sole 24 Ore, председатель совета директоров концерна Fiat Люка Кордеро ди Монтеземоло (Luca Cordero di Montezemolo) заявил, что позиция его компании в отношении Opel не изменилась. «Учитывая то, что мы полностью заняты делами на Chrysler, мы несколько раз повторяли, что наше предложение по Opel остается в силе. С одним только условием: мы не можем и не хотим его менять», — сказал он.
Fiat не хотел вкладывать в Opel дополнительные средства. Вместо этого компания предложила вариант со слиянием Fiat и Opel в целях создания мощной европейской автомобильной компании, уступающей лишь Volkswagen. У Opel четыре завода в Германии и еще полдюжины в других странах Европы, а общая численность работников составляет около 50000 человек.
По словам аналитиков, идея слияния весьма разумна с производственной точки зрения. В случае ее реализации закроется несколько предприятий обеих компаний, а также будут использоваться общие производственные базы для запуска новых моделей Fiat и Opel. Маркионне уже почти год говорит о том, что автомобилестроение страдает от избытка производственных мощностей и крайне высоких затрат на разработку автомобилей.
Аналитик из парижского Société Générale SA Эрик-Ален Мишли (Eric-Alain Michelis) дал интервью, в котором выразил сомнение в том, что Fiat будет пытаться одержать верх над Magna и RHJ в ходе конкурса. По его словам, «они слишком заняты делами на Chrysler».
Мишли считает, что GM заключит сделку либо с Magna, либо с RHJ, причем выберет ту компанию, которая оставит американскому автопроизводителю возможность для обратного выкупа Opel через несколько лет. «Magna и RHJ не хотят владеть компанией Opel длительное время, — сказал Мишли, — они хотят навести там порядок, а затем выгодно продать».
GM в июне передала Opel в доверительный фонд, чтобы защитить компанию от процедуры банкротства в США. Сейчас американский автопроизводитель из этой процедуры вышел, но ситуация в компании сложная. Она не в состоянии навести порядок в Opel. В то же время, GM не хочет терять Opel навсегда, потому что немецкая компания обладает хорошим потенциалом роста, особенно на российском рынке. Opel также производит малолитражные автомобили и машины среднего размера, что крайне важно для улучшения положения GM.
Правительство Германии поддерживает заявку Magna, считая, что эта канадская компания сохранит больше рабочих мест в стране, где на заводах Opel трудится 25000 человек. Ему не нравится предложение Fiat, поскольку Маркионне постарается как можно быстрее провести сокращения в компании Opel, дабы улучшить ее потенциальную прибыльность.
Не нравится немецкому правительству и RHJ, потому что это инвестиционный фонд, не имеющий опыта работы в автомобилестроении. В Германии политики называют инвестиционные и хедж-фонды «саранчой».
Германия предложила вложить в Opel миллиарды евро в случае победы Magna. RHJ такого предложения не получала. GM хочет, чтобы немецкое правительство предоставило эти заемные средства Opel вне зависимости от того, какая из двух компаний одержит победу. Немецкая газета Bild вчера сообщила, что правительство готово поддержать такую идею, но лишь в том случае, если RHJ найдет стратегического партнера из автомобильной отрасли.