России могли бы помочь антикоррупционные законы, вдохновленные американскими и европейскими аналогами, полагает The Business Week. В данный момент страхи перед коррупцией охлаждают интерес инвесторов к России, поясняют в своей статье юристы из юридической фирмы Squire, Sanders & Dempsey Кэрол М. Велу и Евгения Мучник. По оценке Госдепартамента США, в России объемы коррупции эквивалентны почти 300 млрд долларов «налога на инвестиции» в год.
Хорошим почином к искоренению коррупции авторы называют пакет новых антикоррупционных законов, подписанных президентом Медведевым в прошлом году. «Но у российского законодательства есть один недостаток: оно признает преступлением только завершенный акт передачи взятки, а не предложение таковой», — пишут авторы. Кроме того, новый закон не распространяется на коррупцию в судебных органах, которые, по мнению многих россиян, глубоко коррумпированы. «Пока Россия не введет систему систематического применения антикоррупционных законов на практике, будет неважно, насколько удачно они сформулированы», — пишут авторы.
На взгляд Велу и Мучник, следует взять за образец закон США об иностранной коррупционной практике (FCPA) и Конвенцию ОЭСР о борьбе с подкупом. FCPA запрещает всем в своей юрисдикции — гражданам и юридическим лицам США, а также иностранным компаниям, имеющим листинг на американских биржах — давать или обещать взятки чиновникам взамен на содействие в бизнесе. Нарушение влечет за собой уголовную и гражданскую ответственность, сообщают авторы. Чтобы обезопасить себя, компании все чаще вводят внутренние программы борьбы со взятками и сообщают в правоохранительные органы и международные организации типа ОЭСР о вымогательстве взяток в России. Именно такие меры в свое время изменили деловой и политический климат Европы, породив Конвенцию ОЭСР о борьбе с подкупом.
Если Россия подпишет эту Конвенцию, она будет обязана предпринять широкие законодательные, регуляционные и полицейские меры для предотвращения и выявления случаев подкупа иностранных должностных лиц, а также привлечения к судебной ответственности за такие факты и наказания виновных. Перемены в России возможны — но лишь при условии, что иностранные компании начнут настаивать на неприятии коррупции и справедливых условиях ведения бизнеса для всех, заключают авторы.