Главная » Компании » Киев либерализует газотранспортную систему. Как это заденет интересы России?

Киев либерализует газотранспортную систему. Как это заденет интересы России?

С легкой руки украинского президента Виктора Ющенко в стране стартовала… либерализация газотранспортной системы (ГТС). Согласно высочайшему распоряжению, правительство должно до конца года не только обеспечить свободный доступ к ГТС любому желающему, но и разбить на части национальную компанию «Нафтогаз Украины». Интересы России все это может задеть очень сильно, ведь с началом реформы соглашения «Газпрома» и «Нафтогаза» станут недействительными. А это может привести к новой «газовой войне».

Сам указ Виктора Ющенко, номер 681/2009 содержит всего несколько строчек. Зато он вводит в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ), разработанное для выполнения «брюссельской декларации». Той самой, обсуждать которую Россию специально не пригласили («Известия» писали об этом 24.03.2009).

Главное, чего требует Виктор Ющенко от украинского правительства, — начиная со следующего года реформировать газовую отрасль «на основе положений законодательства ЕС». Что для этого нужно? Во-первых, обеспечить доступ к трубе и газохранилищам «третьим сторонам на прозрачных коммерческих условиях». Во-вторых, управлять ГТС должна не компания «Нафтогаз Украины», а «независимый оператор». Этот же оператор должен будет получать и плату за транзит газа. Но если присмотреться, то за этими вроде бы невинными словами стоит кардинальный пересмотр всех действующих российско-украинских газовых договоренностей. Почему? Да потому что выполнять их подписывалась единая государственная компания «Нафтогаз Украины». Именно она сейчас получает от «Газпрома» деньги за транзит и обеспечивает прокачку российского топлива в Европу. Теперь же у «Нафтогаза» забирают и транзитную плату и саму трубу — и оставляют компанию один на один с собственными долгами на миллиарды долларов, да с населением, которое за сильно подорожавший газ платит очень нерегулярно.

Но самое интересное состоит в том, что если указ Виктора Ющенко будет реализован, то уже в 2010 году Украина рискует стать первым крупным европейским государством, в котором газовое законодательство ЕС на самом деле действует. Ведь ни Германия, ни Италия, ни Франция не спешат дробить на части свои газовые компании.

Зачем же это надо Украине? Ответ есть в этом же решении СНБОУ: «обеспечить… определение приемлемых для международных финансовых организаций и потенциальных кредиторов принципов работы… » То есть в обмен на «газовую либерализацию» Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Всемирный банк обещали по частям, в течение семи лет прокредитовать ремонт украинской газовой трубы на сумму до $2,6 миллиарда. В этом собственно и заключена суть «брюссельской декларации».

Чем же рискует Россия, если выполнение договоров с Украиной по газу будет сорвано? Сейчас через эту страну в Европу поступает примерно 2/3 всего российского газа — в прошлом году было перекачано почти 120 миллиардов кубометров «голубого топлива». Даже через несколько лет, когда войдут в строй реализуемые сейчас проекты Северного и Южного «потоков», а также новая ветка «Голубого потока», по ним в обход Украины можно будет перекачать лишь около 93 миллиардов кубометров газа в год. Так что при сохранении нынешних объемов поставок в Европу полностью обойти Украину никак не получится.

Хотя и здесь есть варианты. Тот же Евросоюз упорно добивается сокращения закупок топлива в России. Но и «Газпром» при сохранении практики ежегодных газовых «обострений» в отношениях с Украиной вполне может «перевести» 20-30 миллиардов кубометров газа с европейского направления на Китай и другие азиатские страны. Тогда мощности новых «потоков» вполне на Европу хватит.

Но в любом случае длительные и тяжелые переговоры с Украиной нам обеспечены.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.