«Газпром» наконец-то официально признал, что не может финансировать инвестиционные программы энергетических компаний в том объеме, который был заявлен при их покупке. При этом концерн утверждает, что обязательства по вводу новых мощностей будут выполнены полностью.
Покупая территориальные и оптовые генерирующие компании в 2007-2008 годах, газовый монополист пообещал инвестировать в них около 480 млрд рублей. Однако едва закончилось разделение РАО ЕЭС, как грянул кризис. Как следствие, упал спрос на энергоносители и электроэнергию (потребления электроэнергии в промышленно развитых регионах РФ достигало в отдельные месяцы почти 10%).
Продажи «Газпрома» сократились (особенно в Европе), экспортная выручка существенно упала. Кризис ударил по компании так сильно, что многие эксперты заговорили о возможных убытках компании по итогам 2009 года.
По планам, утвержденным во время продажи активов РАО ЕЭС, ТГК-1, ОГК-2 и ОГК-6 должны были в 2009 году провести повторную допэмиссию. А выкупать новые акции этих «генераторов» должен был их владелец – «Газпром». Между тем, напоминают аналитики, монополист на фоне кризиса должен обслуживать долг, исчисляемый десятками миллиардов долларов. Понятно, что сейчас ему не до строительства новых электростанций.
Еще зимой заместитель председателя правления «Газпрома» Валерий Голубев говорил, что концерн будет просить у государства около 100 млрд рублей на выполнение инвестпрограмм в энергетике. Но потом руководство монополии передумало — видимо, не осознавая, что еще больше отягощать бюджет, который впервые за 10 лет верстается с дефицитом (и немалым), просто неприлично.
Теперь газовая компания собирается просить совершенно о другом. До 2012 года «Газпром» должен был вложить в свои энергокомпании 362 млрд руб. Правительство РФ планирует в ближайшее время рассмотреть ход реформы энергетической отрасли, и газовый монополист надеется, что власти разрешат сократить инвестпрограмму до 269 млрд руб., а также продлить срок выполнения обязательств — до 2015 года. Менеджмент концерна полагает, что за это время условия привлечения средств на рынке станут более выгодными, деньги подешевеют, и тогда новые мощности уже не будут слишком дорогими.
Участники рынка уверены, что сама компания не настроена проводить допэмиссии ОГК-2, ОГК-6, а также ТГК-1. Но «Газпром» заверяет, что если правительство даст согласие на сокращение инвестпрограммы, то объем ввода новых мощностей не пострадает. Согласно планам концерна, несмотря на секвестр, мощность всех энергогенераторов в итоге должна вырасти: ОГК-2 — с 8,7 до 10,2 гигаватт, ОГК-6 — с 9,1 до 11 гигаватт, «Мосэнерго» — с 11,9 до 13,6 гигаватт, ТГК-1 с 6,3 до 8 гигаватт. Экономия будет достигнута за счет отказа от возведения дублирующих мощностей, а также внимательного изучения рынка: если где-то можно обойтись без сооружения нового объекта, то без него обойдутся.
«Сокращения по объему вводов не будет: отказ от строительства вторых блоков по проектам ОГК-2 будет компенсирован строительством новых мощностей «Мосэнерго». В итоге «Мосэнерго», которое не имело обязательств по договорам присоединения мощности, теперь должно будет искать средства на новые проекты», — отмечают аналитики инвестиционной компании «Алемар».
Многие эксперты энергетического рынка считают, что правительство должно проявить мудрость и политическую волю, установив такие правила игры на энергорынке, которые не будут меняться долгие годы. Злым роком для этой отрасли стали «качели», когда власти начинают реформу электроэнергетики, а потом под влиянием каких-то обстоятельств полностью меняют ее концепцию. Именно такой подход был характерен для реформы РАО ЕЭС в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Затем правила вроде бы были определены, но кризис внес коррективы. Выяснилось, что одни инвесторы могут покупать энергокомпании, а потом отказываться от своих обязательств, а на других это не распространяется. А если строптивые инвесторы будут намекать на то, что не мешало было бы пересмотреть планы, то в ответ им могут указать на возможность лишения активов.
Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС высветила все экономические проблемы энергетики, и, в частности, показала, что отрасль до сих пор недоинвестирована. С другой стороны, очевидно, что обязательства по новым мощностям сейчас выполнять смысла нет. В таких условиях правительству следовало бы придумать, как помочь инвесторам. Деньги в отрасли нужны, и немалые, но тратить их владельцы ОГК и ТГК пока не хотят, опасаясь продолжения рецессии. Если бы государство дало твердые гарантии, что с 2011 года рынок будет действительно свободным, а также согласилось платить им за излишки мощности — ситуация в отрасли стала бы более стабильной.
Кроме того, необходимо составить грамотную, экономически и научно выверенную схему размещения новых электростанций, а не по принципу «главное, чтобы всего было много». Следует понять, какие именно мощности нужны экономике, и в каком году. Что придется срочно модернизировать или даже строить, а без чего можно обойтись.
Но главное – дать инвесторам гарантии, что новые правила будут работать хотя бы ближайшие пять лет. Потому что если законы энергорынка будут пересматриваться каждые полтора-два года, крупные иностранные инвесторы (а вслед за ними – и некоторые отечественные частные компании) попросту избавятся от своих российских активов. И тогда «Газпрому» придется придумывать, откуда взять деньги не на четыре, а на четырнадцать генерирующих компаний.