Флагман отечественного автопрома АвтоВАЗ к 1 декабря сократит 36 тысяч сотрудников из 110 тысяч. Эту информацию «Известиям» в воскресенье подтвердили в Министерстве здравоохранения и социального развития. Чиновники уверяют, что сокращения будут постепенными, а все уволенные получат поддержку государства. Между тем профсоюзы обещают подготовить адекватный ответ — организовать акции протеста и привлечь правоохранительные органы.
О первой волне увольнений может быть объявлено уже в этот понедельник. В числе работников, находящихся под угрозой, 5,5 тысячи человек предпенсионного возраста, еще 13 тысяч — пенсионеры. В планах сокращение и 5 тысяч управленцев в рамках так называемой «реструктуризации оргструктуры».
В целом по стране ситуация с безработицей, как свидетельствует статистика, улучшается. Так, по состоянию на 9 сентября численность безработных в России снизилась на 0,6%. Эту тенденцию смогли ощутить жители 66 регионов страны. В Краснодарском крае и Омской области за неделю ничего не изменилось, а вот в 15 регионах работникам органов службы занятости пришлось потрудиться. Там безработица продолжает расти.
— Необходимо активизировать и усилить работу по снижению напряженности на рынке труда, — заявила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова на заседании комиссии по мониторингу рынка труда.
По ее словам, региональным властям радоваться рано. Осенью безработица традиционно ускоряется, а в такие непростые времена, которые переживает сейчас Россия, — особенно. Радикального исправления ситуация в правительстве не ждут и в следующем году. Именно поэтому чиновники оставили практически на прежнем уровне объем средств, которые направляются на софинансирование региональных программ по поддержке рынка труда.
Самой сложной обещает стать ситуация в Тольятти. Местное градообразующее предприятие — концерн «АвтоВАЗ» в очередной раз возобновил попытки реструктурировать организационную структуру. С одной стороны, такие масштабные сокращения — мера неизбежная. На фоне катастрофического падения продаж, а с ним и объемов производства содержать такой штат — сплошное разорение. А ведь есть еще долги, которые необходимо обслуживать. Государство уже выделило концерну 25 млрд рублей, и всё до копейки уже потрачено на то, чтобы удержать АвтоВАЗ на плаву. Так что без реорганизации и налаживания производственного процесса в новых условиях все равно не обойтись.
С другой стороны, 36 тысяч человек — это очень много. Это уже повод задуматься даже не столько руководству Самарской области, сколько федеральному центру.
— До 28 февраля 2010 года массовые увольнения на АвтоВАЗе — если речь идет об увольнениях именно до конца данного срока — могут стать причиной не только для протестных акций профсоюзов, но и вмешательства правоохранительных органов, — пообещал зампредседателя профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Виктор Горенков в интервью «ИНТЕРФАКСу».
При этом, по его словам, профсоюзные лидеры о планах АвтоВАЗа ничего не знают. «Любое решение должно быть соответствующим образом оформлено, но ни у нас, ни у нашей членской организации — профкома АвтоВАЗа, — с которой мы общаемся по нескольку раз в день, нет данных даже о подготовке такого решения. И представители менеджмента АвтоВАЗа категорически отрицают наличие таких планов на ближайшее время», — заявил он. На АвтоВАЗе ситуацию не комментируют.
В Минздравсоцразвития, правда, настаивают на том, чтобы высвобождение было поэтапным — «с целью снижения социальной напряженности в регионе». Потерявшие работу граждане автоматически подпадут под действие региональных программ на рынке труда: им дадут возможности для переобучения, выплатят финансовое пособие на открытие своего бизнеса, устроят на общественные работы с выплатой зарплаты не менее 4,33 тысячи рублей.
Увольнения, вероятнее всего, затронут и полтора миллиона человек, работающих на зависящих от АвтоВАЗа 300 предприятиях. Ведь трехкратное сокращение штата головной компании подразумевает пропорциональное сокращение выпуска продукции.