РИА Новости Украина – радиостанция «Голос Столицы»
Комитет Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности поддержал решение обратиться к президенту Петру Порошенко с предложением внести представление об увольнении главы Нацбанка Валерии Гонтаревой. Сама Гонтарева считает, что информационную атаку против нее организовали собственники неплатежеспособных банков. «Все это спланированная акция, спланирована она нерадивыми собственниками этих банков, потому что мы уже в судах подходим к возврату денег», — заявила председатель НБУ.
Что происходит в Нацбанке и в финансовой системе страны, проанализировал в эфире радиостанции Голос Столицы директор Украинской политконсалтинговой группы Дмитрий Разумков.
Этот Совет НБУ был недееспособным еще с сентября 2015 года, тогда истек срок полномочий предыдущего состава. Теперь же президент назначил двух членов Совета НБУ. Почему сейчас? Это решение что-то добавляет к скандалу вокруг Валерии Гонтаревой или наоборот?
— На самом деле это не совсем взаимосвязанные вещи. Наконец президент выполнил свои обязанности и назначил двух недостающих членов Совета НБУ, потому что это орган, который влияет на политику НБУ и, в принципе, обеспечит контроль его деятельности. Что же касаемо самого скандала с Валерией Гонтаревой, это далеко не первый скандал и хотелось бы верить, что последний, потому что очень удобно и достаточно легко говорить, что это заказ тех банкиров, которые не довольны деятельностью главы НБУ и теми чистками, которые она производила. Но тогда можно говорить, что у нас, наверное, банк у каждого второго гражданина Украины, поскольку эффективность НБУ, мягко говоря, одна из самых низких. Мои коллеги-эксперты склоняются к тому, что это достаточно эффективный орган, но я позволю себе с ними не согласиться, потому что все те позиции, за которые несет ответственность НБУ, в большинстве своем провалены. В том числе и курс национальной валюты, и позиция по регулированию внутреннего банковского рынка, и многие другие, точно так же, как и вопросы рефинансирования.
Экс-министра Богдана Данилишина президент назначил одним из членов Совета НБУ. Но при этом Данилишина связывают с Юлией Тимошенко, которая вместе с фракцией «Батькивщина» настаивает на увольнении главы НБУ.
— На самом деле, если мы говорим про Данилишина, то эффективность его работы на посту, скажем так, тоже оставляла желать лучшего. Там были и объективные причины и субъективные. А таким образом, утихомирить фракцию и партию «Батькивщина», где лидером является Юлия Тимошенко, не получится. И это один из ключевых месседжей, которые использует Юлия Тимошенко, и назначением Данилишина нивелировать эту тему не удастся. То есть, если кто-то ожидает, что таким назначением в Совет НБУ Юлия Владимировна отступится от претензий к Валерии Гонтаревой, то я очень сильно в этом сомневаюсь.
Насколько сильны сейчас позиции главы НБУ? И насколько ее заявления о финансовой стабильности соответствуют истине?
— Гонтарева заявляет, что ориентировочный уровень инфляции будет 13% в текущем году. Мне очень жаль, что руководство НБУ не выходит в магазины, не ходит на рынок и не видит реальный уровень инфляции. Я думаю, что большинство граждан Украины со мной согласятся, что если идти не по бумаге, а идти с кошельком на рынок, то ситуация представляется немножко по-другому. Теперь что касаемо ее заявления по поводу курса национальной валюты. Она сказала, что курс 27,2-27,7, то, что заложено в бюджете, это достаточно реалистичный курс. Даже если мы гипотетически представим, что это курс, который соответствует действительности, и немножко посмотрим на другую позицию, которая отображена в бюджете, то там заложено следующее: рост соцстандартов в 2017-м году составляет 2%. 8,1% инфляции, а рост социальных стандартов 10,2, то есть на 2% больше, чем инфляция. Теперь если мы посмотрим сегодняшний курс валют — это 26 гривен за доллар и возьмем курс, который закладывается на следующий год — это 27,2-27,7, то девальвация национальной валюты будет составлять 4,6-6,5% по году. По факту мы получим снижение соцстандартов, если перекладывать и объединять инфляцию, и падение национальной валюты, минус 2,5%, минус 4,5%. Вот такая математика получается.
Гонтарева предлагает анализировать не валютный курс, а показатель инфляции. А разве инфляция и курс доллара не взаимосвязаны?
— Действительно, мы уже мало покупаем товара за рубежом, у нас очень незначительный объем импорта, поэтому, видимо, это позволяет, я имею в виду в шуточной форме, главе НБУ так рассуждать. Очень просто отмахиваться от того, за что всегда, на протяжении всего существования НБУ, он отвечал, в том числе, и за курс гривны. Сейчас глава НБУ приняла решение, что это не зона ответственности НБУ. То, чем ты не можешь руководить, проще вывести из зоны своей компетенции. Это у нас и происходит. И поэтому нам рекомендуют обращать внимание на курс инфляции, за который, в принципе, несет ответственность Кабмин, и не вникать в то, какой реальный курс национальной валюты, хотя курс гривны непосредственно влияет на инфляцию в государстве, потому что очень многие товары мы покупаем за рубежом и вынуждены платить в валюте.
Ранее эксперт по банковским вопросам Игорь Полховский отметил, что основная функция Нацбанка — это стабильность национальной валюты, при этом за время руководства Валерии Гонтаревой курс гривны упал больше чем в два раза.