РИА Новости Украина – радиостанция «Голос Столицы»
Общая сумма долгов столичных ЖЭКов за 10 лет составляет более 850 млн гривен. Об этом заявил заместитель председателя Киевской городской госадминистрации Петр Пантелеев. Он отметил, что погашение долгов снимет угрозу срыва отопительного сезона. В частности, обеспечит ликвидацию повреждений на теплосетях, соблюдение регламентов обслуживания ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, необходимых параметров подачи тепла и бесперебойное электроснабжение потребителей города.
Почему ЖЕКи накопили такой огромный долг и, как наличие долга может повлиять на жизнь киевлян, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснили юрист, экономический эксперт Андрей Вигиринский и кандидат юридических наук, эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Андрей Никончук.
Какова структура долга: не платили потребители или ЖЭКи использовали средства не правильно?
Вигиринский: Есть долги потребителей, есть долги, которые образовались в течение определенного периода за предприятием коммунальной формы собственности и государственной формы собственности, плюс есть сумма, которая подлежит компенсации поставщикам услуг, в силу того что существовал так называемый экономически необоснованный тариф. И Пантелеев, говоря о том, что погашение задолженности снимет напряжение, ссылается, скорее всего, на закон, который приняла ВР в начале ноября, который как раз решает вопрос с задолженностью, накопившейся за газ, а соответственно — это отопление, теплое энергоснабжение и т.д. Там идет речь о том, что до конца года за счет бюджета будут покрыты долги, которые образовались в течение 3-4 лет, фактически все, кроме долгов населения. То есть, те компенсации, которые образовались вследствие разрыва между экономически обоснованным тарифом и не экономически обоснованным тарифом, те задолженности, которые есть по коммунальным и государственным предприятиям, те задолженности, которые подлежат компенсации именно за население, за которое бюджет не проплатил. И останется небольшая сумма долга, долг непосредственно потребителей, которая будет реструктуризирована для предприятий-поставщиков на пять лет. Соответственно, в течение пяти лет эти предприятия-поставщики будут работать с потребителями, будут это судебные инстанции, будут это отдельные договора о рассрочках, беспроцентные, на которые не будут насчитываться дополнительные штрафные санкции, это мы увидим по факту.
В отопительном сезоне по прогнозам Минсоцполитики каждый второй украинец будет получать субсидии. На это из госбюджета потратят 52 миллиарда гривен. Эксперты озвучивают более пессимистичный сценарий – на коммунальную скидку государству придется потратить до 80 миллиардов гривен. В последнем проекте бюджета уменьшили сумму, которая заложена на субсидии до 47 миллиардов. Чем вы это объясните?
Вигиринский: На стадии, когда первая редакция заходила, она предусматривала совсем другие показатели минимальной зарплаты и пенсии. Это был рост в пределах 10%. Соответственно, у нас обязательный платеж, который то или иное домохозяйство должно оплатить, оно рассчитывается исходя из дохода. Исходя из того, что большинство трудоспособных работающих граждан получают минимальную заработную плату, увеличение минимальной зарплаты с 1 января в два раза увеличивает в два раза обязательную часть платежа получателя субсидии. Есть еще косвенные методы. Эти косвенные методы лежат в плоскости налогообложения. Есть проект и он будет внедрен – так называемое нулевое декларирование граждан и потом сопоставление налогообложения доходов граждан по расходному методу. Есть еще институция социального инспектирования плюс вместе с законом о госбюджете Минфин подал дополнительный закон, который дополнительно расширяет полномочия в получении информации в процессе получения верификации. Это все косвенные методы, которые тем или иным способом будут влиять на количество субсидиантов, на объем помощи, которая назначается. Это все начнется примерно по окончанию этого отопительного сезона, то есть с мая. Летом будет проходить как очередной виток верификации, так и летом, по идее, заработает социальная инспекция, вновь созданная и уже минимальная зарплата начнется учитываться со следующего отопительного сезона. Какие будут дополнительные методы и способы сокращения расходов бюджета на выполнения социальной функции обеспечения незащищенных граждан в виде субсидий, увидим. У нас страна, которая живет в стадии реформ.
Благодаря росту минимальной зарплаты в Минфине прогнозируют, что сэкономят почти 5 миллиардов гривен, в частности, из средств, выделенных на субсидии.
Никончук: Мне бы очень хотелось на это надеяться. Но я не могу об этом не сказать, что существуют минимум три потенциально возможных негатива, связанные с повышением зарплаты. Первый – это то, что значительное количество людей потеряют возможность претендовать на субсидии в силу увеличения базы их доходности, общесемейного дохода. Второе – это то, что вместе с этой минимальной зарплатой увеличится нагрузка на субъектов хозяйственной деятельности, которые эту зарплату выплачивают, а именно на необходимость оплачивать ЕСВ. Я говорю сейчас с точки зрения предпринимателя. Третий возможный негатив – это то, если государство не сможет обуздать инфляцию, которая может начаться в силу появления большой денежной массы на руках у людей. В данном случае нужно понимать, что Антимонопольный комитет должен работать на 200%.
Читайте также: Власть де-факто признала необоснованность тарифов ЖКХ – Кучеренко
Получается, будет обратный эффект – и инфляция, и отсутствие возможности получать субсидию?
Вигиринский: Это предположение, строится на том, что денежная масса как таковая в экономике увеличится. Но уже в течение двух лет политика НБУ лежит в ограничении оборота наличности, перевод в безналичный расчет. Денежная база сокращается, хотя инфляция растет, условно пропорционально должна расти денежная масса, чтобы обеспечить оборот товаров и денег с учетом роста цен. Она на самом деле пропорционально не растет. У нас слишком много факторов, которые в первых месяцах года влияют на курс гривны. Январь, февраль – это постоянные скачки, это постоянные девальвации, которые примерно с момента, когда начинают поступать в страну деньги от экспорта продукции, понемножку выравнивается. Инфляция, если будет иметь место, она повлияет на стоимость коммунальных услуг. У нас утверждены формулы расчета стоимости тарифа на газ и электричество с учетом импортной цены и курса гривны. Поэтому если курс гривны девальвирует, и цены на международных рынках растут более чем на 10%, ежеквартально должен быть пересмотрен тариф на газ и на отопление, плюс каждый месяц пересматривается тариф, условно говоря, на электричество. Первый пересмотр, по идее, должен был быть закончен до конца октября, и новые тарифы должны действовать с 1 января. Пока мы не имеем информации о том, будет ли повышение с 1 января стоимости газа, хотя формально в соглашении с МВФ указано, что первый пересмотр тарифов с учетом фактора курса и цены должен быть произведен до октября.
Действительно ли состояние теплосетей в Киеве критическое?
Вигиринский: Тут как раз стоит вопрос инвестиций. Предприятие, которое имеет на балансе сети, не имеет другого источника дохода, кроме составляющих, плюс еще счета заблокированы. Соответственно, нужен капитал. Капитал вложат в ту деятельность, которая есть прибыльной и рентабельной, а не та, которая является убыточной. То есть тут мы говорим о моменте расчетов с долгами, о моменте платежей и т.д. Кто будет вкладывать деньги? Внутри страны вряд ли кто-то из народных депутатов пойдет к себе в банковскую ячейку, где задекларировали средства и скажет: давайте проинвестируем в киевскую теплосеть. Вряд ли. То есть мы говорим о том, что это будет либо иностранный инвестор, либо кто-то крупный внутри страны. Самое главное – он не сделает это бесплатно. Ему нужно будет компенсировать стоимость, которую он вложит, и получить с этого прибыль.
Никончук: В данном случае данную сеть следует рассматривать и как орудие производства, и как орудие труда, потому что они будут энергоэффективными и они не будут рвать, они будут инвестиционно привлекательными, и на этот рынок кто-то придет. Если говорить о субъекте, который генерирует эту энергию и ее кто-то продает и то, что он видит в этой гигокаллории – она для него прибыльная или убыточная? Если она для него прибыльная, то ему все равно, сколько у него купят, он будет заинтересован как можно больше продать, потому что в каждой гигокаллории каждые, образно говоря, 3, 5, 10, 20% — это его прибыль. Но если эта гигокаллория будет для него убыточна, вот тогда он будет заинтересован в том, чтобы ее потребляли меньше, и он свою хотя бы минимальную долю рентабельности мог в ней забрать, и тогда этот производитель будет заинтересован в том, чтобы эти сети не свистели и не пропускали тепло в землю, скажем так.
По словам Зубко, еще одним инструментом для экономии будет Фонд энергоэффективности. С апреля он должен заработать. И планируется, что бюджетные средства постепенно будут перенаправляться из субсидий в Фонд энергоэффективности. На деле как будет?
Вигиринский: Фонд энергоэффективности будет состоять из двух разных счетов. Первый счет – это средства иностранных инвесторов. Второй счет – это средства бюджета. Средства за счет субсидий там никак не предусмотрены. Отдельный счет по классификации – это субсидии. Отдельный счет – это будет энергоэффективность. Фонд энергоэффективности – это проект Зубко, который год или полтора уже запускает, но никак он не заработает, потому что проекты, которые будут финансироваться за счет Фонда, они будут проходить очень жесткую систему контроля и аудита. Это не совсем на руку нашей ментальности. Плюс иностранные инвесторы, когда будут говорить о своих средствах, которые они вкладывают, их критерии будут намного выше. Поэтому субсидий сумма не коснется.
Никончук: В нашей стране набирают обороты энергоэффективные договора, договорная деятельность, которая предусматривает инвестирование субъекта хозяйственной деятельности в систему энергоснабжения.
Ранее эксперт по вопросам ЖКХ Олег Голубенко в эфире «ГС» прокомментировал, как появилась задолженность в столичных ЖЭКах, и почему это угрожаем аварийными ситуациями на теплосетях.
Напомним, гендиректор Центра исследований энергетики Александр Харченко считает, что Украине нужно 10-15 лет, чтобы достигнуть средних показателей энергоэффективности Европы. По его словам, многоквартирные дома в этих мероприятиях являются главной целью.