Вот настолько заполитизировали в Украине эту газотранспортную систему.
Просто диву даешься! Чего там железки эти политизировать? Трубы, которые в земле лежат и гниют!
(В.В. Путин)
На днях в Украине занимались именно тем, что политизировали нефте — и газотранспортные «железки» на высшем государственном уровне. Главы семи государств так называемой Балто-Черноморской дуги (Грузии, Азербайджана, Украины, Польши и стран Балтии), собравшись на минувшей неделе в Киеве, обсуждали перспективы сотрудничества в сфере энергетической безопасности. Помимо перечисленных официальных лиц, на мероприятии также присутствовали представители стран Евросоюза, комиссар Европейской комиссии по энергетической безопасности Андрис Пибалгс, а также наблюдатель из США. В последний момент от участия в конференции отказались президенты Румынии и Молдовы.
После двух дней встреч и переговоров в прошедшую пятницу участники саммита подписали три главных документа:
— Киевскую декларацию о глобальной энергетической безопасности;
— Совместное заявление о Каспийско-Черноморско-Балтийском энерготранзитном пространстве;
— Совместное заявление президентов Азербайджанской Республики, Грузии, Литовской Республики, Республики Польша и Украины о проекте Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора.
Характерно, что тексты этих документов обнародованы не были. Поэтому судить о них можно только со слов самих участников саммита, а также по оценкам политологов и экспертов. Виктор Ющенко не стал изменять своим традициям и зачислил этот саммит в ряд своих великих исторических свершений. «Убежден, что этот саммит войдет в нашу историю. Его ключевым моментом является то, что сегодня мы начали формальный диалог по созданию безопасного транзитного пространства» — не скрывал радости глава государства.
Между тем известно, что глава государства на самом деле рассчитывал на нечто большее, чем просто «начало диалога». В часности, президентам-гостям предлагалось подписать сразу Концепцию по созданию единого транзитного пространства, на основании которой национальные правительства должны были бы начать разработку конкретных проектов. Однако вопрос отложили, ограничившись заявлениями и декларацией.
Да и вообще, формальный диалог о создании безопасного транзитного пространства начался еще в мае 2007 года, когда проводился первый энергетический саммит стран Балто-Черноморской дуги в Варшаве. Тогда шла речь и о достройке нефтепровода «Одесса-Броды» до Гданьська и Плоцка (Польша), и о переходе к его использованию в проектном аверсном режиме. Эта тема обсуждалась почти тем же составом участников и в октябре прошлого года в Вильнюсе. Поэтому слова Виктора Андреевича о «начале формального диалога» следует списать на его желание придать значимости моменту.
Новацией Виктора Ющенко можно считать предложение Азербайджану построить на территории Украины завода по глубокой переработке нефти, предназначенного для каспийских углеводородов. Президент заявил, что наша страна готова предоставить азербайджанскому инвестору возможность построить в Украине нефтеперерабатывающий терминал, а также сеть автозаправочных станций. В этом случае азербайджанские бизнесмены смогут получать прибыль как от продажи энергоносителей внутри Украины, так и от их экспорта в Европу.
Все это, по мнению Президента Украины, необходимо делать во имя благородной цели «диверсификации источников и маршрутов транспортировки энергоносителей из Каспия в Европу» — то есть для решения наболевшего вопроса снижения энергетической зависимости Украины и Европы от России. При этом представители нашего северного соседа даже были официально приглашены Секретариатом Президента, но уклонились от участия в саммите. (Зато президент РФ Дмитрий Медведев в день открытия саммита на пути в Китай заскочил в Астану – договариваться с Нурсултаном Назарбаевым о стратегическом сотрудничестве в энергетической сфере, в частности, о строительстве Прикаспийского газопровода).
К слову, Казахстан еще в преддверии прошлогоднего Польского энергетического саммита отказался участвовать в проекте использования нефтепровода «Одесса-Броды» для доставки каспийской нефти в Европу. В результате на прошедших энергетических форумах принимала участие только одна страна-поставщик нефти – Азербайджан. Все остальные государства-участники как киевского саммита, так и предшествующих встреч, являются крупными потребителями и транзитерами энергоносителей.
Что касается Азербайджана, то эксперты объясняют его присутствие в трубопроводном альянсе Грузии и стран Восточной Европы тем, что значительная часть азербайджанской нефтедобычи зависит от американского капитала. Так, политолог Андрей Ермолаев в гарантиях со стороны Азербайджана реабилитировать проект «Одесса-Броды» усматривает определенную геоэкономическую конъюнктуру, выходящую далеко за рамки объединения усилий Киева и Баку.
«Не секрет, что большая часть азербайджанских месторождений нефти связана с интересами крупных американских компаний. И по большому счету грустная судьба нашего нефтепровода «Одесса-Броды» обусловлена стремлением американского бизнеса установить контроль над новыми маршрутами поставки увеличивающихся объемов добычи нефти на европейский рынок» — сказал политолог .
Российские эксперты, как и следовало ожидать, крайне скептически отнеслись к итогам киевской встречи. Руководитель Фонда «Свободная Россия», бывший начальник управления президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров назвал саммит в Киеве воплем отчаяния неэффективных союзников Запада. «Политический смысл подписанных в Киеве документов — бюрократическое (и пока только бюрократическое) оформление намерений транзит ёров и получателей российских энергоресурсов встроиться в систему внешнего контроля над самими источниками ресурсов» — таково мнение одиозного российского политолога, некогда отвечавшего в Кремле за борьбу с «оранжевой» угрозой.
Модест Колеров также сомневается в возможностях Азербайджана заполнить своими ресурсами нефтепровод Одесса-Броды. По его словам, Азербайджан сможет это сделать только в ущерб поставкам нефти в Турцию по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Тем не менее, Колеров оптимистично оценивает возможность Азербайджана подчинить своему контролю часть топливного рынка Украины за счет строительства НПЗ и АЗС.
Интересы восточноевропейского трубопроводного союза пока ущемляет то, что Европа стремится к установлению прямых энергетических контактов с Россией. В прошлую среду Россия и ЕС договорились о начале новых широкомасштабных переговоров, в центре которых будут вопросы энергетики. Брюссель и Москва намерены заключить новое соглашение о сотрудничестве в замен первого договора, который был подписан после распада Советского Союза.
Поэтому украинские эксперты склонны рассматривать киевский саммит как предложение странам Европейского Союза, которые должны обеспечить политический патронат странам-транзитерам. «В практике геополитических войн транзитер выигрывает только в том случае, если он имеет тесные гарантированные отношения либо с поставщиком углеводородов, либо с их конечным потребителем» — обосновал свою точку зрения Андрей Ермолаев.
Самой большой угрозой здесь является консенсус Европейского Союза, России и других поставщиков нефти и газа относительно постройки трубопроводов в обход стран Восточной Европы. В рамках этого сотрудничества уже сейчас строится трубопровод Северный поток по дну Балтийского моря, и ведутся переговоры о сооружении магистрали Южный поток по дну Черного моря.
С другой стороны, существует и проект «Набукко», который вообще предполагает доступ к среднеазиатским месторождениям нефти в обход как Украины, так и России.
Таким образом, консолидация стран-транзитеров энергоресурсов имеет сегодня большое значение для них самих, но пока, по всей видимости, не обрела черт «большого успеха», о котором говорит Ющенко. Возможно, более предметно о последовательности главы государств можно будет судить по итогам следующего энергетического саммита, который пройдет в ноябре этого года в Баку.