Консорциум компаний, реализующих проект Nabucco, пересмотрел капитальные затраты на основании исследования, включающего оценку необходимых материалов и услуг, передают зарубежные СМИ. Прогноз по увеличению инвестиций обусловлен высокими ценами на сырую нефть и возрастающим спросом на сталь. Управляющий директор международного проекта газопровода Nabucco Рейнхард Митшек по результатам решения собрания Управляющего комитета отметил: «В 2005 году после изучения возможностей по реализации проекта Nabucco мы предполагали, что инвестиции для постройки всей длины газопровода составят 5 млрд евро. С того времени цены на сырую нефть увеличились больше чем в два раза. Это, соответственно, повлекло за собой повышение цен на все первичные энергоресурсы и сталь. К тому же, спрос на сталь сейчас очень высокий и сталелитейные компании пользуются для повышения капитализации». Инвестиционные затраты по проекту Nabucco для постройки газопровода длинной 3300 км на сегодняшний день составляют 7,9 млрд евро.
Nabucco — один из крупнейших проектов в нефтегазовом секторе. Западные страны надеются при его помощи избежать зависимости от России в вопросах поставок углеводородов. Впрочем, здесь каждый норовит урвать свое, отсюда и появляются различные проекты, каждый из которых служит интересам определенных групп. И чем жарче разгораются споры вокруг новых вариантов прокладки различных магистральных газопроводов в регионе Центральной Азии и Каспийского моря, тем больше вокруг «газовой трубы» возникает комбинаций, пишет «Деловая неделя». В разного рода вариантах и схемах нет недостатка: чуть ли не каждый день то Россия предлагает странам региона свой «газовый путь в Европу», то Иран выдвигает собственную задумку, то европейцы вновь и вновь посылают на Каспий своих гонцов для того, чтобы добиться прокладки газопровода Nabucco под дном седого Каспия. Каждый из этих вариантов имеет как свои плюсы, так и минусы, но, как считают эксперты, ключевые страны, находящиеся на перекрестке всех возможных газовых комбинаций (Азербайджан, Туркменистан и Казахстан), могут на самом деле немало выиграть от сохраняющейся неопределенности как с самими газопроводами, так и со статусом все еще не поделенного с 1991 года Каспийского моря.
Суть российского предложения — убедить Азербайджан, Казахстан и Туркменистан в том, что любой газопровод под дном Каспия будет неизбежно сопряжен с большими политическими рисками, поскольку статус Каспийского моря до сих пор не определен. Поэтому Россия предлагает весь центральноазиатский газ перекачивать по прикаспийскому маршруту на территорию России, а затем этот газ может быть доставлен в Азербайджан по уже существующему газопроводу из Северной Осетии из района Моздока. При этом получается, что и Туркменистан, и Казахстан получают столь желаемый для них альтернативный газовый маршрут на европейские рынки, а Азербайджан будет зарабатывать неплохие деньги на газовом транзите. Россия же в таком случае сохраняет фактически полный контроль над газовыми потоками, идущими из Центральной Азии, и в любой момент может вмешаться в процесс снабжения газовой трубы, идущей из Центральной Азии в Европу.
Предложения России увести газовый поток из Центральной Азии через свою территорию, на первый взгляд, выгодны Москве, но одновременно они же открывают простор для тонких дипломатических интриг для Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Дело в том, что в подобных комбинациях на первый план всегда выходит большая политика. Что касается Азербайджана, то он достаточно неплохо поднаторел в последнее время на разного рода политических «торгах» с Россией. Теперь же, когда на стол переговоров ложится самая весомая и в денежном исчислении привлекательная карта — газовая, азербайджанская сторона намерена всерьез поторговаться с Россией по поводу предлагаемых вариантов отказа от прокладки газопровода под дном Каспия и разворота трубы через российскую территорию сначала на север, а потом — вновь на юг в сторону Азербайджана. Подобное российское предложение может быть «скомпоновано» и с последними договоренностями-торгами между Азербайджаном и Туркменистаном. А тут еще и Иран. В итоге, Азербайджан сейчас «торгуется» по нефтегазовой тематике по всем направлениям. Теперь Баку может с большими выгодами для себя (как политическими, так и финансовыми) договариваться с Россией по поводу газопровода, который вовсе не обязательно нужно будет прокладывать под дном Каспийского моря. При этом не надо забывать, что против того же проекта Nabucco, за который столь ратует Евросоюз, может элементарно выступить Иран, а соответственно — даже самые радужные договоренности, которые смогут достигнуть между собой Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, окажутся, в итоге, не имеющими реального осуществления. И в этой ситуации российское предложение Азербайджану доставлять центральноазиатский газ по прикаспийскому газопроводу может дать хорошие козыри на переговорах и Ашгабату, и Астане. Понятно, что речь не может здесь идти о каком бы то ни было политическом или экономическом шантаже Москвы, но, учитывая нынешние «многовекторные» комбинации в районе Каспия по «газовым вопросам», и Казахстану, и Туркменистану можно очень даже неплохо поторговаться. Вопрос только в том, как на подобные «региональные торги» прореагируют и Евросоюз, и Соединенные Штаты. Ведь сама идея альтернативности нефте — и газопроводов предусматривает отсутствие какой бы то ни было монопольности в поставках, завязанных на одном, пусть даже и максимально с виду вменяемом, клиенте. Но с учетом того, что Россию ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе потенциально к таким «надежным партнерам» явно не относят, то подобное российское предложение об отказе от самой идеи Nabucco может самым серьезным образом не понравиться Евросоюзу и США. И здесь уже и Баку, и Ашгабату, и Астане следует ожидать новых челночных поездок комиссаров из ЕС и спецпредставителей госдепартамента США, которые будут всеми силами увещевать руководство Казахстана, Туркменистана и Азербайджана в ошибочности следования в «российском фарватере». В свою очередь, на правоте собственной позиции будет продолжать настаивать и Москва. А в результате для стран Центральной Азии и Азербайджана тем самым откроются новые и весьма выгодные политические и экономические перспективы для использования «газовой дипломатии» в своих национальных интересах.
При наличии ряда предложений по различным энергетическим проектам в выгодном положении находится Азербайджан, поскольку это открывает перед страной возможности вести переговоры и получать дополнительные дивиденды при выборе того или иного проекта. Как полагает директор Центра экономических и бизнес-исследований при универститете «Хазар» Фуад Расулов, здесь речь идет не только об экономических, но и политических аспектах, может быть предложено нечто «вкусное». А насколько предложения будут выгодны, будет решаться «наверху», общественности подробности остаются неизвестны.