Похоже, в отечественном рекламном бизнесе грандиозный скандал, который может негативно повлиять на репутацию, и международную в том числе, всех без исключения украинских компаний. Причём, это не касается скандала ради скандала, когда некоторые предприятия пытаются с помощью эпатажа поднять свой рейтинг или, по крайней мере, заявить о своём существовании.
В этот раз идёт о банальном мошенничестве одного из игроков рекламного рынка. Речь пойдёт о конфликте между ДП «Старком Украина», которая, не мудрствуя лукаво, решила попросту «нагреть» своего же клиента ЗАО «Телесистемы Украины». Судите сами. Не проведи ЗАО «Телесистемы Украины» внутренний аудит, не было бы обнаружено, что предыдущий менеджмент компании допустил использование средств на строительство базовых станций, не включённых в план построения сети в отчётный период, что создало дополнительный дефицит бюджета ЗАО «Телесистемы Украины» и привело к возникновению не планировавшихся расходов. В частности, во взаимоотношениях с ООО «А-Тек Технолоджи» за внеплановое строительство было оплачено 239 тыс. грн., кроме того, не оплаченная задолженность за выполненные работы составляет 465 218 грн. 91 коп.
Но, как потом выяснилось, это оказались только «цветочки», ягодицы были впереди. Ревизионная комиссия ЗАО «Телесистемы Украины» также выявила допущенные при подписании договоров, в частности, Договор № 01/11-06 Ст-ТСУ с ДП «Старком Украина» о предоставлении рекламных услуг от 01.12.2006 года (со стороны ТСУ подписан Ворожбитом В.В., со стороны Старкома и.о. директора Стрюковым К.Б.) нарушения. Договор № 01/11-06 Ст-ТСУ рамочный, без определения суммы договора, которая определяется в Дополнениях к договору. Задействованный механизм (подписание рамочного, без определения суммы, договора и дополнений к нему) использовался для того, чтобы обойти зафиксированный в уставе ЗАО «Телесистемы Украины» запрет генеральному директору В.В. Ворожбиту подписывать без согласия наблюдательного совета договоры на сумму более ста тысяч гривен.
Поэтому, логичным представляется подозрение, что недобросовестный менеджмент во главе с В.В.Ворожбитом умышленно подписывал документы на завышенные суммы (более чем в 200 раз превышающие его полномочия). Безусловно, сам Виталий Ворожбит, как генеральный директор не вникал в тонкости договора. В этом ему помогла директор по маркетингу и продажам Оксана Ферчук, которая вошла в сговор со своим патроном. Для людей несведущих в рекламном бизнесе скажу, что недобросовестные рекламщики практикуют систему откатов. Учитывая, что запрет на данные действия игнорировался В.Ворожбитом, нетрудно предположить, что Ворожбит брал от имени ЗАО «Телесистемы Украины» обязательства по выплате явно завышенных сумм не из любви к искусству, а руководствуясь собственным шкурным интересом.
Любая другая компания, если сама не замешана в махинациях, тут же начала бы переговоры и вместе с заказчиком провела бы, своего рода внутренне расследование. Вот только руководство ДП «Старком Украина» повело себя крайне странно, «старкомовцы» начали чёрную PR-кампанию по отношению к своему клиенту, даже без предварительных переговоров, как это обычно делается в таких запутанных делах. Этими действиями, «старкомовцы» только укрепили мнение в том, что сами замешаны в махинациях и потому решили, что лучшая защита, это нападение.
На фоне предлагаемой общественности версии о том, что «Телесистемы» решили банально не платить за предоставленную рекламу, выявленные ревизионной комиссией факты свидетельствуют о несколько ином содержании дела. Фактически, как уже сообщалось в прессе, бывший генеральный директор ЗАО «Телесистемы Украины» значительно (в 287 раз) превысил свои полномочия, при подписании договора с ДП «Старком Украина». В.Ворожбит имел право, без согласования с наблюдательным советом компании, подписать договор на сумму не более чем сто тысяч гривен,
На деле же общая сумма договора и дополнений к нему, составила более чем 28 миллионов гривен. Кстати, из них, более чем 18 миллионов, «Телесистемы» уже выплатили «Старкому».Более того, в соответствии с Договором «Старком» должен представлять документы подтверждающие выполнение третьими лицами услуг по размещению рекламы «Телесистем Украины», их цены, стоимость и др., т.е. всю первичную документацию. Этого сделано не было. Только после неоднократных требований со стороны «Телесистем Украины» (в конце апреля 2008) были предоставлены копии некоторых документов: около 20 % от всего объема. Проведенный анализ свидетельствует, что основную массу документов невозможно связать с конкретными актами выполненных работ, тем более с дополнениями к договору, порой даже не прослеживается, что работы по рекламе касаются именно «Телесистем Украины». Документы по размещению рекламы на телевидении отсутствуют в принципе, а это самые большие деньги.
Конечно, руководство «Старкома Украина» тут же заявило, что готово к прохождению международного аудита в целях доказательства своей правоты в споре с «Телесистемами». Но одно дело кричать об этом на каждом углу, и совсем другое провести действительно независимый аудит. Если же «старкомовцы» так уверенно заявляют о возможности аудита, который покажет что якобы «Старком Украина» выполнил все свои обязательства, то стоит говорить о сговоре между аудитором и ревизуемым. Если же проверку будет осуществлять независимая аудиторская компания, которая не будет представлять скрытый интерес той или иной из конфликтующих сторон, тогда можно говорить об объективности проверки.
Но уже сейчас известно, согласно отчёту ревизионной комиссии, утверждённому общим собранием акционеров ЗАО «Телесистемы Украины», состояние расчетов с ДП «Старком Украина» следующее: Заявлено ДП «Старком Украина» к оплате 28 724 449,36 (двадцать восемь миллионов семьсот двадцать четыре тысячи четыреста сорок девять гривен 36 коп) грн. Оплачено ЗАО «Телесистемы Украины» – 18 585 151,78 (восемнадцать миллионов пятьсот восемьдесят пять тысяч сто пятьдесят одна гривна 78 коп.) грн. Оставшиеся требования ДП «Старком Украина» – 10 139 297,58 (десять миллионов сто тридцать девять тысяч двести девяносто семь гривен 58 коп) грн.
Но вот тут начинается самое интересное. «Старкомовцы» до такой степени привыкли вести свою рекламную деятельность с помощью откатов, что попросту запутались. Вместо 10 млн. они через суд начали требовать чуть больше 183 тысяч грн. ДП «Старком Украина», подало 27 февраля 2008 г. в Хозяйственный суд г. Киева иск о взыскании долга на сумму 183 208,12 грн., то есть менее чем на сотую часть спорной суммы. Эти действия также подтверждают подозрение, что ДП «Старком Украина» просто не имеет документов, подтверждающих тот объём задолженности, на который компания претендует. Даже судебное разбирательство состоялось без уведомления ответчика.
И это притом, что ЗАО «Телесистемы Украины» готово было провести расчёты за реально выполненные услуги. Однако неконструктивная позиция ДП «Старком Украина» привела к необходимости перенести разрешение конфликта в судебную плоскость. Что ж: безрассудство порождает глупость, а глупость – бедность. По большому счёту, «старкомовцы» сами затягивают петлю у себя на шее, тем самым загоняя себе в долговую яму перед «Телесистемами». Для последних, разбирательство ничто иное, как временные технические трудности.
Главное, что они не потеряли контроль над своей деятельностью и развитием. Ярким примером этого могут послужить следующие факты: с февраля месяца 2008 года «Телесистемами Украины» открыта возможность пользоваться услугами мобильной связи еще в 8 регионах, т.е. на сегодняшний день мобильная связь «PeopleNet» работает уже в 18 регионах. В ближайшие несколько недель откроется еще 2 региона; с начала года количество абонентов выросло на 65 тысяч и составило около 175 тысяч абонентов. Таким образом «Телесистемы» по количеству абонентов занимают пятое место среди всех мобильных операторов и первое – среди операторов CDMA стандарта; компания осуществляет переход на оборудование последнего поколения в стандарте 3G, что существенно увеличивает скорости передачи данных; продолжается строительство собственной оптоволоконной сети. Это позволяет частично уйти от аренды каналов связи и, как следствие, от дополнительной зависимости.
Напоследок хочется упомянуть ещё об одном факте, который говорит о шатком юридическом обосновании своих позиций. В начале июля должно было состояться судебное заседание, на которое рекламщики не забыли пригласить «свои» средства массовой информации, чтобы те написали заказные статьи, цель которых «обелить» ДП «Старком Украина», кстати, являющаяся дочернем предприятием крупной международной сетевой рекламной компании. Закрадывается мысль, а известно ли акционерам чем занимается украинский менеджмент?! Может, развёрнутая PR-акция и рассчитана для «старшего брата», так сказать, для «галочки». Вот только коллеги, компании занимающиеся рекламой уже и так дистанцируются от «Старком Украина». Рекламщики называют действия «старкомовцев» не иначе, как провокацией, которая ставит их под удар.