Препятствия, которые некоторые европейские страны чинят «Газпрому», сильно нервируют Россию и становятся поводом для резких заявлений. Однако в проигрыше могут остаться сами европейские потребители, так как их действия приводят только к росту цен на газ.
Буквально несколько дней назад глава ОАО «Газпром» Алексей Миллер неожиданно жестко выступил перед участниками XII Петербургского международного экономического форума. Суть его выступления в сводилась к нехитрой мысли: не вставляйте нам палки в колеса при строительстве новых газопроводов, а если вы боитесь зависимости от российского газа, то мы и сами найдем рынки сбыта.
Так можно кратко сформулировать общее впечатление от речи Миллера. Он, в частности, уведомил зарубежных коллег, что ситуация меняется не только на международном рынке, но и внутри России. Сегодня на долю газа приходится более 50% топливно-энергетического баланса РФ, его суммарное потребление составляет около 420 млрд куб. метров в год.
В связи с продолжающимся ростом экономики страны объемы потребления газа будут только увеличиваться. И на сегодняшний день источником прибыли «Газпрома» могут быть не только зарубежные, но российский рынок.
Миллер заметил, что регулярно проводимые в России электронные торги на поставку газа, становятся одним из инструментов перехода на рыночные принципы формирования цены. «Результаты торгов показывают, что уже сейчас некоторые промышленные потребители газа готовы платить европейскую цену», — рассказал он. И заметил, что в России нет экспортных пошлин, ниже транзитные расходы, отсутствует необходимость во многомиллиардных вложений в новую инфраструктуру и потребность преодолевать искусственные барьеры.
«Через три-четыре года сегодняшнее представление о том, что работа на внешних рынках всегда будет намного прибыльнее, чем продажи на российском рынке и рынках стран бывшего СССР, станет просто неактуальным», — спрогнозировал Миллер.
Расписывая радужные перспективы развития внутрироссийского газового рынка, глава холдинга не забыл напомнить про возрастающие потребности в газе в странах Восточной Азии и проектах, которые там уже реализуются (ВСТО, Сахалин-1). Однако, затрагивая вопросы обеспечения газом европейского рынка, Миллер был резок, высказав удивление в адрес Евросоюза по противодействию «Газпрому» по участию компании в европейских проектах.
«Складывается впечатление, что некоторые европейские функционеры никак не могут решить для себя, что для них страшнее – реальный энергетический голод, или вымышленная «русская угроза», — говорит Миллер.
Однако через несколько дней, выступая на брифинге для прессы в рамках 11-го ежегодного Общего собрания Европейского делового конгресса (Довиль), Миллер изменил тон высказываний. Судя по всему, «Газпром», являющейся третьей по величине компанией в мире, с капитализацией более $360 млрд, может себе позволить стремительно менять настроение и тон диалога. Принцип «сами виноваты» — вполне в духе поведения глобальной компании.
Если буквально три дня назад глава газовой монополии фактически ставил европейских потребителей перед фактом – «не хотите не надо», то вчера «Газпром» поддерживал инициативу ЕС в попытке диверсифицировать поставки газа по альтернативным маршрутам. Даже прозвучало заявление, что проект «Южный поток», в условиях растущего спроса на газ в Европе, не является конкурентом проекта Nabucco. «Эти проекты не являются конкурентами. В первую очередь – они не конкуренты по ресурсной базе», — отметил он.
Тут следует напомнить экспертные мнения, что, хотя идея снизить зависимость от России очень привлекательна для ЕС, реализация проекта Nabucco находится под большим вопросом. Строительство этого газопровода мощностью 31 млрд кубометров в год (Турция–Болгария–Румыния–Венгрия–Австрия) планируется начать в 2009 год и завершить — в 2012 году. Цель проекта, стоимостью 5 млрд евро, — транспортировка среднеазиатского и азербайджанского газа в Европу в обход России.
В свою очередь, у России есть тоже два мощных проекта направленных на обеспечение потребностей Европы российским природным газом — ««Северный поток» (Nord Stream) и «Южный поток».
Уже реализуемый «Северный поток», мощностью 55 млрд кубометров газа год, — это совместный проект трех крупных концернов: OAO «Газпром», «Винтерсхалл АГ» (подразделение BASF CE) и «Э.ОН Рургаз АГ» (подразделение E.ON AG).
Первые поставки газа по новому трубопроводу планируется начать весной 2011 года, а на полную мощность трубопровод планируется вывести уже в 2013 году. Однако против этого проекта выступает ряд стран, в том числе, Эстония, Польша, Швеция и Финляндия — ссылаясь на экологическую опасность, которую может представлять строительство газопровода. В тоже время, эксперты считают, что, к примеру, Польша выступает против из-за потерей прибыли от роли транзитера российского газа.
Другой проект, «Южный поток», планируемой мощностью 30 млрд кубометров газа в год, считается главным конкурентом поддерживаемого ЕС и США проекта Nabucco. Его на паритетной основе планируют строить «Газпром» и итальянская ENI. Ожидается, что он пройдет по дну Черного моря — от компрессорной станции «Береговая» на российском побережье до берегов Болгарии. Ввод в эксплуатацию морского участка «Южного потока» намечен на 2013 год. Наземная часть будет состоять из двух веток. Одна пойдет на юго-запад через Болгарию и Грецию и далее — через Адриатическое море в Италию. Вторая ветка пойдет на северо-запад. Россия уже заключила соглашения с Болгарией, Венгрией, Сербией и Грецией и провела успешные переговоры с другими потенциальными транзитными странами.
Именно сейчас, после недюжинной активности России, причем на уровне руководства страны, по привлечению к «Южному потоку» большого числа южно-европейских стран, «Газпром» вполне может признать как неконкурирующий альтернативный газопровод «Набукко». Тем более, если учесть, что суета вокруг строительства этого трубопровода в обход России и чрезмерная активность европейских и американских лобистов «Набукко» сыграли на повышение цен на природный газ в добывающих странах Центральной и Средней Азии, что в конечном счете выгодно и «Газпрому».
Здесь уместно всего вспомнить язвительное замечание Миллера в адрес европейской аудитории. Многие официальные лица и компании из Европейского Союза, США и Китая предприняли немало дипломатических усилий, направленных на получение более широкого доступа к ресурсам этого региона Центральной и Средней Азии. «Однако в реальности наблюдается эффект, который мы назвали «каспийский парадокс». Пытаясь привести на рынок новых поставщиков и за счет этого усилить конкуренцию продавцов в Европе, создана прямо противоположная ситуация. Нового газа в Европе не появилось, а конкуренция покупателей в каспийском регионе усилилась. Что немедленно нашло отражение в резком росте цен» — констатировал глава «Газпрома».
Получается, что расхожее выражение Виктора Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда» — на сей раз актуально и для Европы. Действия Еврокомиссии, изобретающей «анти-газпромовское условие», уже оборачиваются против интересов своих же потребителей.
«Еще совсем недавно – на собрании ЕДК в Париже — мы называли прогноз цены газа в Европе на уровне $400 за тыс. кубометров к концу 2008 года. Однако даже «Газпром», обладая подробнейшей информацией о газовых рынках, недооценил потенциал роста цен. Уже сегодня средняя цена наших поставок в Европе достигла $410», — констатировал Миллер.
По логике главы «Газпрома» — это цена выстраивания барьеров. «Это то же самое, что ставить барьеры на пути Гольфстрима, который обогревает всю Северную Европу», — к такому выводу приходит Миллер, и на сей раз с ним, пожалуй, придется согласиться.