Украинский экономист Александр Охрименко пытается ответить на вопрос, где же иностранные инвесторы, обещанные на Майдане.
Очень часто наши и зарубежные эксперты и политики любят поговорить о том, что Украина выгодна для зарубежных инвесторов как источник дешевой квалифицированной рабочей силы. Можно часто услышать разговоры, что уже скоро в Украину хлынут триллионы и миллиарды долларов зарубежных инвестиций, осталось чуть-чуть подождать. В действительности те, кто говорит о дешевой рабочей силе в Украине, имеют представление о зарубежных инвестициях, как «выпускники хореографических курсов имени Леонардо да Винчи о сельском хозяйстве». На самом деле дешевизна рабочей силы — это не самый важный и существенный показатель для настоящих зарубежных инвесторов. Он учитывается, но никогда не являлся и не может являться определяющим при выборе страны инвестирования для настоящего зарубежного инвестора.
Для настоящего зарубежного инвестора главное не дешевизна рабочей силы, а рынок сбыта. Вот это действительно самое главное, так как любая зарубежная инвестиция ставит своей целью не обеспечить работой жителей Украины или Гондураса, а получить доход для инвестора. А тут самое важное — это сбыт, а не производство.
Только чудики и разного рода эксперты-дилетанты думают, что немецкий инвестор может просто так закрыть завод в Германии и открыть в Украине, где более дешевая рабочая сила. Даже если квалификация работников его устраивает и он понимает, что может производить продукцию с более низкой себестоимостью за счет дешевой рабочей силы, он ничего сделать не может. Во-первых, профсоюзы и политики будут против закрытия завода в Германии, и вряд ли немецкий бизнесмен захочет наживать себе врагов. Во-вторых, стоимость рабочей силы — вещь сложная и запутанная, и поэтому одно дело, когда немецкий бизнесмен платит белую заработную плату в Германии, а другое — платить заработную плату в Украине, где очень часто нужно платить зарплату в «конверте», чтобы люди нормально работали. Поэтому просто так, из одного расчета стоимости рабочей силы, закрыть завод в ЕС и отрыть в Украине — маловероятно.
Еще более сложно сделать новый завод в Украине и потом продавать продукцию в ЕС. Там уже и так громадное перепроизводство, и, вклиниваясь с новой продукцией, тем более по демпинговым ценам, можно только вызвать на себя огонь со стороны Антимонопольного комитета из ЕС и закончить бизнес печально.
Настоящий инвестор, если рассматривает вариант инвестирования в Украину, прежде всего оценивает, сколько и как можно продать в Украине продукции, произведенной на украинском заводе, который действительно может быть построен за немецкие или турецкие деньги. В этом случае есть простор для инвестиций, и это может быть интересно для зарубежного инвестора. Именно так у нас и появились табачные и пищевые предприятия, которые принадлежат зарубежным инвесторам из США и ЕС, но которые производят, прежде всего, продукцию для Украины и частично для СНГ. Вот это реальный путь для инвестиций.
Неужели никто так и не понял, что инвестиционный бум, который пережила Украина с 2002 под 2008 год, когда нерезиденты скупали украинские банки и строительные компании, был вызван именно тем, что тогда в Украине очень резко развивался ипотечный рынок, и это была самая лучшая агитация зарубежных инвесторов. А вот сейчас нет у нас ипотечного бума и нет инвесторов.
И не появятся, пока экономика Украины не покажет, что она имеет потенциал рынка потребления, и прежде всего — потребления среди населения. Ради этого инвесторы будут готовы инвестировать деньги в Украину. Но сейчас в Украине после 2013 года потребление резко упало. Официальные розничные продажи упали почти на 25% по итогам 2015 года. Украинцы даже начали меньше покупать продуктов питания, не говоря уже о бытовой технике и автомобилях. В этих условиях нет никакой логики зарубежным инвесторам строить новые заводы в Украине, так как просто некому продавать продукцию. А надеяться, что эту продукцию можно будет реализовать в России или Белоруссии — еще большая маниловщина, чем строительство завода по производству «мерседесов» в Украине.
Будет спрос — будут инвесторы. Тут все просто. Для притока зарубежных инвесторов нужно всего лишь, чтобы украинцы могли похвастаться высокими доходами и начали опять активно покупать товары, автомобили, квартиры и все что угодно. Тогда действительно и американские, и европейские инвесторы выломают двери в Украину и завалят ее миллиардами, но сейчас они могут только наблюдать и ждать, ждать и наблюдать.