Главная » Компании » Как воспитать потребителя: уроки шопинга. Украинских детей научат отстаивать свои права

Как воспитать потребителя: уроки шопинга. Украинских детей научат отстаивать свои права

С 1 сентября в школах появится новый предмет – «Основы потребительских знаний». Детей с первого класса станут обучать тому, каким должен быть правильный потребитель и покупатель. Начнут с выбора товара в школьных буфетах. О необходимости подобной программы говорят давно – различные организации разработали несколько вариантов курса. Вот только пока не будет в стране закона, который действительно защищал бы потребителя, польза от такой учебы неполная, считают представители общественных организаций.

Новый школьный предмет – это совместный проект Министерства образования Украины и «Сообщества потребителей и общественных объединений», который финансируется Евросоюзом. Велосипед изобретать не стали – методика составлена по образцу аналогичных курсов стран ЕС. «Введение потребительских знаний в содержание образования является нормальной практикой экономически развитых демократических стран мира», – сказал директор департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Олег Ересько. Но на быстрый эффект от такой программы рассчитывать не стоит – потребительскую науку пойдут учить не все, так как предмет факультативный.

Буквы разные читать…

В обществе потребления человек – не более чем потенциальный покупатель. Даже самые маленькие украинцы уже имеют деньги на карманные расходы, а поэтому искусству приобретений решили учить с первого класса. Для начала детей научат отличать товар от услуги, в средней школе – как читать этикетки и на что тратить деньги, старшеклассники изучат потребительские законы и даже основы домашней бухгалтерии.

К обучению планируют подключить и родителей – среди домашних заданий есть такие, которые необходимо выполнить всей семьей. Например, пойти в магазин и найти необходимый товар – ведь ученики младших классов, как правило, без родителей в супермаркеты не ходят. «Мы хотим, чтобы родители учились вместе с детьми, ведь не секрет, что мы не всегда смотрим на ценники и не всегда читаем на упаковке мелкие буквы, в которых заключена самая каверзная информация», – рассказала интернет-газете «Сейчас» эксперт проекта «Сообщество потребителей и общественных объединений» Мария Савченко.

Курс имеет один небольшой недостаток, полагает директор Всеукраинской общественной организации «Качество жизни» Александр Ладыгин. В интервью интернет-газете «Сейчас» он объяснил свою позицию: «Ко всему факультативному у нас отношение необязательное, потому я не очень верю в быструю эффективность этого курса. Отписки будут тянуться годами».

Проводить у себя подобные уроки согласились далеко не все школы. По информации Ересько, заявки на подготовку курса направили чуть более тысячи среднеобразовательных учебных заведений. Как сказала Мария Савченко, на факультатив пошли сознательно – чтобы не перегружать и без того насыщенную школьную программу. А методика построена таким образом, что можно включать часть курса в другие предметы – правоведение, биологию или обществоведение.
На что жалуемся?
Предмет обучения сначала познакомит школьников со структурой рынка, научит идентифицировать товар. И только в выпускных классах несколько часов отводятся на ознакомление школьников с правами потребителя. Александр Ладыгин полагает, что все должно быть наоборот – основное внимание необходимо уделить правовому образованию потребителей: «Главная проблема – незнание своих прав. А на основе незнания появляется боязнь и не предпринимаются нужные действия, если эти права нарушаются». По данным «Качества жизни», основные жалобы потребителей касаются не качества товара, а сферы обслуживания.
«Рейтинг» частоты обращений таков:
1. Индивидуальные услуги – изготовление окон, дверей, мебели.
2. Коммунальные услуги.
3. Супермаркеты – качество обслуживания.
4. Качество товаров.
По словам Ладыгина, в последние годы потребители в нашей стране стали более взыскательными – но не за счет своего образования, а потому, что о проблемах в сфере товаров и услуг стали больше говорить. Вот только ни государство, ни тем более торговые компании и производители не заинтересованы в грамотном покупателе.
Фактор лобби
Участники проекта «Сообщество потребителей и общественные объединения» проводили в этом году исследование на тему отношения бизнеса к потребителям. Результаты его оказались неутешительными – из 1 000 компаний, к которым обратились эксперты, участвовать в проекте согласились только 38. «Это дает понять, что мнением своих потребителей украинские компании просто не интересуются», – сделала вывод Мария Савченко.
Но кроме компаний, есть еще и государство, которому, как оказалось, образованные потребители тоже не очень нужны. По мнению Ладыгина, изменение в Закон «О защите прав потребителей», которое ввело понятие «существенный изъян», серьезно урезало эти самые права и было пролоббировано крупными торговыми компаниями: «Сейчас намного труднее отдать бракованный товар назад».
Организаторы проекта «Основы потребительских знаний» согласны, что в плане отношения к человеку ни бизнес, ни государство в Украине пока не на высоте. Но в данном случае спасение покупающих – дело рук самих покупающих. Потому учить решили с младых лет – у юного поколения, по словам Савченко, обостренное чувство справедливости.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...