Российская «Татнефть» в июле намерена поставить в Чехию 300 тыс. тонн нефти вместо ожидавшихся 500 тыс. Официальная причина сокращения поставок — «технические проблемы» по нефтепроводу «Дружба». Кроме того, по данным Reuters, «Татнефть» намеревается осуществлять продажи турецкой компании Tupras, которая предлагает более выгодные цены.
В понедельник торговый представитель Российской Федерации в Чехии Григорий Саришвили еще раз акцентировал внимание на технической стороне вопроса, а заместитель министра иностранных дел России Сергей Кисляк «со всей ответственностью» заявил, что «вопросы торговли с Чехией или любым другим нашим традиционным партнером в этой сфере никак не связаны с решением проблемы размещения третьего позиционного района ПРО США в Европе».
Однако у традиционных «доброжелателей» России нет сомнений в том, что Россия в очередной раз прибегла к энергетическому шантажу. Об этом писала New York Times, на сайте радио «Свобода» размещена статья «Чехия выбирает: американский радар и русская нефть», в которой говорится, что Россия пытается раскачать общественное мнение в Чехии, чтобы воспрепятствовать ратификации соглашения об американском радаре в парламенте. «Возможно, Кремль полагает, что растущие в результате энергетического шантажа цены на топливо убедят чехов в необходимости дружить с Москвой. Однако такое отношение к суверенной Чехии слишком напомнит чехам дружбу образца 1968 года, подкрепленную советскими танками в Праге», — резюмируется в статье.
Политическую подоплеку в происшедшем сразу усмотрели и чешские СМИ. Lidove noviny поместили комментарий аналитика фирмы Cyrrus Яна Прохазка. По его словам, случившееся – это форма политического прессинга. Ежедневная газета Pravo также предположила, что за сокращением поставок скрываются политические мотивы.
До сих пор Чехия получала из России 70% всей своей нефти, теперь же ей придется использовать государственные запасы и нефтепровод из Германии. Тем не менее, представители чешского правительства и нефтяной компании Uniрetrol достаточно осторожно комментируют ситуацию.Представитель Unipetrol Иван Оттис одним из первых заявил, что причиной сокращения поставок являются техническо-организационные проблемы в России. По словам Оттиса, «ситуация находится под контролем, а снижение поставок российской нефти компенсируется запасами из государственных фондов и увеличением поставок через второй нефтепровод TAL-IKL».
А вот некоторые чешские политики позволяют себе намеки на существование связи между сокращением поставок и соглашением о радаре. Так, начальник департамента энергетической безопасности МИД Чехии Вацлав Бартушка многозначительно отметил, что технические проблемы не коснулись поставок в Польшу, Венгрию и Словакию. Несколько двусмысленное заявление сделал и премьер-министр Чехии Мирек Тополянек — он заявил, что «хочет верить, что сокращение поставок нефти связано с техническими причинами».
По информации британского издания Telegraph, бизнес-элита Чехии еще более нервно отреагировала на сокращение поставок российской нефти, опасаясь затяжной энергетической войны с Россией.
Сейчас трудно со всей определенностью сказать, что скрывается за снижением нефтяных поставок из России. Но если Россия действительно хочет показать, чем может закончиться пренебрежительное отношение к ее интересам, то чехам, вместе с поляками, стоит серьезно подумать о том, хотят ли они стать «пушечным мясом» в энергетической войне с Россией.