Главная » Компании » Белоруссия сжимает атомный кулак

Белоруссия сжимает атомный кулак

Начало строительства первой АЭС в Белоруссии запланировано на 2008 год. В марте представители белорусского правительства заявили о подписании с Украиной контракта на разработку проектной документации. По словам многих экспертов, это увеличивает шансы атомщиков России выиграть тендер.

Споры вокруг того, строить или не строить АЭС в Белоруссии, больше не ведутся — теперь обсуждаются экономические затраты и перспективы. Однако, так или иначе, дискуссия переходит и в политическую плоскость.

О возможности строительства собственной атомной электростанции в Белоруссии говорилось еще в 1980-е годы. Но произошла трагедия на Чернобыльской АЭС, и обсуждать продолжение грандиозной и небезопасной стройки показалось неуместным — помимо прочего, реакция испуганного населения могла быть непредсказуемой.

Спустя годы страх поутих, и сейчас граждане Белоруссии не возражают против строительства АЭС в республике. Как показали соцопросы, проведенные в 2008 году Институтом социологии Национальной академии наук Белоруссии, 54,8% опрошенных выступают за развитие атомной энергетики. В том числе, в Могилевской области (именно здесь рассматривают площадку под строительство) «за» высказались 62,6% респондентов, в Гомельской — 53,5%. Противников АЭС оказалось 23%, 19,2% и 29,8% — соответственно.

Однако часть белорусов считает, что такие важные вопросы следует обсуждать всенародно, и только потом принимать решения. Эксперты в области ядерной энергетики и безопасности с этим не согласны: ведь для того, чтобы объяснить обывателям на достойном уровне суть вопроса, придется затратить немало усилий и средств. Поэтому, по их мнению, вполне достаточно положиться на мнение профессионалов.

На начало 2008 года в 30 странах мира действовали 440 ядерных энергоблоков (более 120 были введены уже после трагедии на ЧАЭС), которые вырабатывают более 18% от всей электроэнергии. По оценкам МАГАТЭ, еще 130 новых энергоблоков будет введено к 2020 году.

На данный момент для Белоруссии, на 93% зависящей от импортируемых из России энергоносителей, АЭС — наиболее оптимальный вариант. Это позволит снизить затраты на углеводородное сырье, что особенно актуально в свете повышения цен на энергоносители и строительства нефте — и газопроводов в обход Белоруссии. За цифрами, которыми сегодня оперируют аналитики, лежат серьезные научные и экономические расчеты. В частности, министерство энергетики республики и Национальная Академия наук (НАН) произвели расчеты, согласно которым пуск второго блока АЭС, запланированный на 2018 год, позволит снизить себестоимость производства электроэнергии по всей белорусской энергосистеме на 20%.

Среди аргументов в пользу АЭС звучало и то, что производство электроэнергии на Лукомльской и Березовской гидроэлектростанциях обходится государству недешево, поэтому приблизительно 20-30% ежегодных потребностей удовлетворяется за счет импорта. Причем, как утверждают специалисты, это электроэнергия, вырабатываемая атомными станциями, располагающимися возле белорусских границ.

Аналитики ссылаются на опыт уже реализованных проектов и данные Мировой ядерной ассоциации, в которую входят производители урана и ядерного топлива, и приводят данные по контрактам 2007-го года: удельная стоимость сооружения АЭС с различными реакторами составляла от $2200 до $3200 за 1 кВт, диапазон цен строительства всей станции колеблется от $4 до $6 млрд (без учета строительства инфраструктуры). Следует также учесть, что самым дорогим будет первый блок, а последующие объекты стоят дешевле, так как снижаются затраты на обустройство.

Отметим, что уже после ввода первого блока белорусской АЭС появится дополнительная электроэнергия, которую республика сможет продавать. На сроки полной окупаемости будет влиять немало факторов, среди которых — цены на электроэнергию, курсы валют, условия финансирования строительства АЭС, уровень банковских ставок и многое другое.

Предварительные аналитические расчеты также показывают, что ввод АЭС мощностью 2 тыс. мВт положительно повлияет на топливный баланс Белоруссии, позволив заместить приблизительно 5 млрд кубометров природного газа. Более того, себестоимость ядерной электроэнергии будет в полтора-два раза ниже, чем тепловой, и примерно в 4 раза — чем электроэнергии, вырабатываемой из органического топлива.

Кто и за какие средства будет строить первую белорусскую АЭС — вопрос стратегический. Здесь немало подводных камней. В качестве реального источника финансирования рассматривается внешний кредит. Необходимо решать и вопрос с привлечением зарубежных инвестиций, поскольку может возникнуть проблема прав собственности. Белорусское законодательство называет преобладающей формой собственности государственную. В частности, в руках государства сосредоточена практически вся энергетика страны. Поэтому пока сложно говорить о том, будет ли допущен частный капитал и инвестиции к возведению первой АЭС.

Среди потенциальных участников проекта рассматривается Россия, а также известные транснациональные корпорации — японско-американская «Тошиба-Вестингауз» и франко-германская «Арева-Сименс». Причем, по мнению некоторых экспертов, больше всего шансов выиграть тендер у россиян, так как они могут предоставить в случае необходимости кредит.

Однако, по мнению многих аналитиков, решение будет зависеть не только от экономической, но и от политической составляющей — не зря первый атомный реактор в Белоруссии называют объектом стратегическим. Существенная экономия природного газа и решение проблемы теплообеспечения городов — это лишь один из аспектов. Другой аспект, не менее, а возможно, и более важный — внешняя политика государства. В частности, в условиях нынешнего политического режима в Белоруссии атомную станцию можно считать потенциальным инструментом шантажа Запада и средством «для пролонгации авторитарной власти» ныне действующего президента.

Наиболее насущный для простых граждан страны вопрос – безопасность первого белорусского ядерного реактора. Белорусские власти рассматривают варианты строительства энергоблоков последнего поколения, так называемого поколения 3+. Опыт строительства таких станций есть в соседней Украине, которая на сегодняшний день располагает 15 энергоблоками. По мнению экспертов в сфере современных ядерных технологий, «вероятность тяжелых аварий на АЭС нового поколения практически сведена к нулю». Кроме того, они считают необоснованными опасения, связанные с исчерпаемостью запасов урановой руды. По данным аналитиков MIT (Massachusetts Institute of Technology), повода для беспокойства здесь нет: урановой руды «достаточно для того, чтобы обеспечить работой 1000 реакторов на протяжении следующих 50 лет».

Захоронение и переработка ядерного топлива – тоже решаемая задача, считают ученые НАН Белоруссии. Сегодня мировое научное сообщество работает над так называемым процессом трансмутации, когда при помощи специальных установок (ускорителей) радиоактивные изотопы при определенном воздействии будут превращаться в обычный свинец или другие стабильные элементы. Подобная экспериментальная установка есть в белорусском Объединенном институте энергетических ядерных исследований «Сосны». Так что лет через 30-50 «могильники» для ядерных отходов станут уже неактуальны.

В то же время, Белоруссии придется решить вопрос с подготовкой профессиональных кадров для работы на АЭС: уже определены четыре отечественных вуза, где будут готовить специалистов по атомной энергетике. Но главное — необходимо поработать над репутацией «атомной республики» и содержанием внешней политики, чтобы укрепить позиции доверия с МАГАТЭ, ЕС и США.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.