Слово «новые» в этом заголовке надо было поставить в кавычки. Эти люди представляют собой поколение, которому с минуты на минуту придет замена. Но именно они являются, пожалуй, первой волной реальных российских бизнесменов, создавших свой капитал не на основе государственной собственности. О них наш краткий рассказ сегодня
Олег Тиньков
Тиньков родился в 67 году в городе Полысаево, Кемеровская область. Он жил в бедной семье. Отец работал шахтером со всеми вытекающими последствиями. После службы в армии Олег поступил в Горный институт, в Санкт-Петербурге. Впрочем, закончить учебу Олегу Юрьевичу было не суждено из-за бизнеса. Начинал он, как простой фасовщик. Работал вне закона. Это было еще во время учебы в институте. Тогда в СССР никто и не помышлял о предпринимательской деятельности. А Тинькова называли простым спекулянтом. За такие операции он мог даже загреметь за решетку. Но жить-то на что-то надо было?
После распада СССР все изменилось, а у Тинькова пошел бизнес, связанный с поставками техники из Китая. Постепенно бизнес перерос в сеть «Техношок», ставшую в какой-то мере элитной. Средние цены в сети магазинов были заметно выше, чем у конкурентов. Это был правильный ход в то время. В середине 90-х в России было множество потребителей, желавших иметь все самое дорогое, подчеркивая свой социальный статус. В это же время Олег открыл свою звукозаписывающую компанию. К сожалению, она не имела финансового успех, но зато принесла известность группам «Кирпичи» и «Ленинград».
В 1997 году Олег продал сеть магазинов «Техношок» компании Симтекс за 7 миллионов долларов. Следующими затеями предпринимателя стали свой ресторан (позднее переросший в пивоваренную компанию) и «Дарья». Последняя снискала огромный успех на ниве производства пельменей и была продана Роману Абрамовичу за крупную сумму. Сделка позволила Тинькову осуществить свою давнюю мечту и заняться пивоваренным бизнесом.
Пиво «Тинькофф» сделало Олега культовой фигурой в российском бизнесе. А слоган: «Тинькофф – он такой один» до сих пор помнит вся страна. Пиво достаточно быстро завоевало популярность в Premium-сегменте. В конце концов, компания была продана бельгийской InBev за 201 миллион долларов. Тиньков же занялся банковским бизнесом. Сейчас он строит в России первый виртуальный банк. Целью Олега является продажа данного предприятия за 1 миллиард долларов. Что же, до этого каждый новый бизнес Тинькова стоил намного больше предыдущего. Так что вполне возможно, что Олег справится с этой задачей.
Евгений Чичваркин
Евгений Чиваркин является самой вызывающей личностью в российском бизнесе. Его манера одеваться, а также ранние рекламные кампании «Евросети» вызывали много споров. Но как бы то ни было, сегодня «Евросеть» является крупнейшим сотовым ритейлером в стране. И эта компания во многом определяет текущие позиции производителей мобильных телефонов на российском рынке.
Еще во время учебы в Государственном университете управления Чичваркин активно занимался торговлей – он организовал прокат видео прямо в университете, продавал одежду в Лужниках. С техникой Евгений всегда был «на вы», а потому никогда не помышлял о бизнесе по торговле мобильными телефонами. Заняться этим рискованным предприятием его уговорил друг – Тимур Артемьев, являющийся сегодня сооснователем «Евросети». Бизнес пошел. Во многом ключевым фактором его успеха стала скандальная рекламная кампания «Евросеть – цены просто о**еть», транслировавшаяся на радио. Затраты компании на рекламу составили всего 9 тысяч долларов. Но о ней моментально узнала вся страна.
В начале своей деятельности «Евросеть» часто шокировала людей своей рекламой и акциями. Чего стоит только одна кампания «разденься и получи телефон», проходившая на улицах Москвы. Впрочем, это была ранняя «Евросеть». Сегодня компания старается изменить свое восприятие потребителями. Если раньше салоны сети ассоциировались с низким качеством обслуживания и низкими ценами, то сегодня ситуация постепенно выправляется. Во-первых, цены в «Евросети» уже далеко не такие низкие. Во-вторых, качество обслуживания заметно выросло. Вот только старая память по скандальным рекламным кампаниям «Евросети» никуда не ушла. И многие люди до сих пор пренебрежительно относятся к компании.
Но каково бы ни было отношение народа к Евросети, на сегодняшний день, это крупнейший сотовый ритейлер страны. И ни один конкурент не стоит даже рядом с детищем Тимура Артемьева и Евгения Чичваркина.
P.S. Интересный момент. У компании два основателя, но всегда говорят лишь о Евгении Чичваркине. Конечно, во многом это связано с тем, что Евгений занимается маркетингом «Евросети», но есть и еще один момент – Тимур не публичный человек. Он не любит слишком много внимания.
Борис Остроброд
Борис Остроброд основал компанию Sela в начале 90-х. Это было время, когда спрос на одежду резко подскочил. Жители нашей страны, наконец, получили возможность свободно приобретать качественную одежду. Остроброд основал компанию в Израиле, и через год пришел в Россию. Слово Sela в переводе с иврита означает «скала». Название не случайно, так как Борис хотел, чтобы его компания стала похожа на несокрушимую скалу. Ему это удалось. Бренд Sela достаточно быстро стал одним из самых известных в России.
Изначально Остроброд сделал из Sela семейный магазин доступной одежды. Уже тогда Sela обладала достаточно серьезными инструментами по контролю качества. Остробрд считает, что это сыграло немаловажную роль в успехе компании. Ну и, конечно, стоит сказать, что Sela была первым fashion-магазином России.
В начале XXI века сеть Sela начинает открывать магазины на франчайзинговой основе. Кроме того, происходит некоторое репозиционирование бренда. Теперь он больше рассчитан на молодежь. Правда, Остроброд всегда подчеркивает, что «молодежь» не определяется по образу. Это скорее стиль жизни. Sela – это магазин для активных и молодых в душе людей.
В 2007 году оборот магазинов Sela составил 220 миллионов долларов. Компания имела офисы в 6 странах мира. Но останавливаться на этом Борис Остроброд не собирается. В ближайшее время он намерен серьезно заняться развитием косметических и обувных магазинов под брендом Sela.