В последние месяцы происходит хоть и незначительное, но замедление темпов роста торговли и строительства. Из-за ухудшения условий кредитования в связи с тяжелой ситуацией на мировом финансовом рынке в июне наблюдались и самые низкие за последние 2 года темпы роста инвестиций в основной капитал — 10,8%. Этот показатель стал самым низким за последние два года. Возможно, что наряду с высокими темпами инфляции и палением промышленного производства, отмеченного в прошлом месяце, это еще один сигнал о грядущем закате золотого века российской экономики.
Инвестиционная привлекательность российской экономики тает. Как отмечает «Газета», потенциальных инвесторов отталкивают высокие налоги и зарплаты, особенно в сырьевом секторе. По мнению экспертов, в России абсолютно не работают институты развития, главной задачей которых как раз и должно являться создание благоприятных условий для инвестирования. Государство не обеспечивает бизнес стартовым капиталом, который так необходим для крупных инвестпроектов. Если учесть, что кредитные ставки неумолимо идут вверх, а механизм госгарантий не работает, собственно средств для инвестирования бизнесу взять неоткуда.
Газета «Ведомости» рисует более тревожную картину. По мнению издания, российская экономика замедляется, не обращая внимания на дорожающую нефть. Промышленность стремительно теряет конкурентоспособность по сравнению с импортом: увеличиваются издержки. За 12 месяцев по июнь отпускные цены производителей выросли на 28,1% (за то же время включая прошлый июнь — лишь на 12,7%). Со скоростью 4-5% в месяц цены производителей растут уже третий месяц подряд. Вслед за мировым рынком дорожают энергоресурсы и продукция обрабатывающих производств.
Ровно прошлогодним темпом растет оборот торговли: 15,2% против 15,3%. Но в июне торговля была выше прошлогодней лишь на 13,8%. Так медленно она за последние полтора года не росла. Интересно, что покупка населением непродовольственных товаров увеличивается прежним темпом, а все торможение приходится на подорожавшие продукты. Замедлился и рост платных услуг населению: за полгода он вырос на 6% (год назад — 7,8%), но в июне — вдвое меньше, на 3,2%.
Приостановку роста торговли и платных услуг объясняет динамика доходов населения. За полгода они выросли на 8,1% (годом раньше — на 9,5%), но в июне — всего на 6,6%. Быстрее наращивать потребление население не может: банки выдают меньше кредитов, а доходы увеличиваются слабо. Причины слабого роста доходов кроются в инфляция. За последние 12 месяцев по июнь потребительские цены выросли на 15,1%, тогда как за то же время включая прошлый июнь — на 8,5%.
Минэкономразвития оценивает рост российского ВВП в июне 2008 г. на уровне 6,5% по сравнению с июнем прошлого, сообщает агентство «Интерфакс». При этом рост ВВП за 1 полугодие 2008 г. составил 8,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По оценке Минэкономразвития, рост ВВП без учета календарного и сезонного факторов, составил в июне 2008 г. всего 0,2% по сравнению с маем, что стало минимальным показателем с начала года. Напомним, что в мае 2008 г. экономика выросла на 7,7%, а по итогам первых пяти месяцев — на 8,4%.
По мнению экспертов, 8% за полугодие — это хороший показатель. Замедление темпов роста, по сравнению с сильным первым кварталом текущего года, когда ВВП вырос на 8,5%, ожидалось еще во втором и последующих кварталах. После июньской отчетности по промпроизводству данные по ВВП не удивляют, но говорить о чем-то плохом рано, уверены эксперты.
«Снижение темпов экономического роста может быть обусловлено повышением уровня инфляции, считает Руслан САМАРИН, руководитель инвестиционно-аналитического управления ЗАО „АЛОР ИНВЕСТ“. — Мы считаем, что инфляция могла быть и больше, если бы не антиинфляционная политика государства, а соответственно и большие затраты на данную программу. Вследствие этого государственные „прямые“ инвестиции в экономику были значительно снижены. Здесь уже видно две причины для произошедшего. Также необходимо отметить снижение деловой активности внутри государства, обусловлено это кредитными проблемами не только внутри страны, но и на мировом уровне. Также имеет место и „удорожание“ заемных средств, что, безусловно, отразилось на малом и среднем бизнесах. На наш взгляд, говорить о тенденции пока рано».
Вполне может оказаться, что полученные статистические данные за месяц не могут рассматриваться, как повод для беспокойства. Так, Сергей Дробышевский из Института экономики переходного периода считает, что «любые месячные данные не особенно представительны и ориентироваться на них трудно». Эксперт отмечает, что при сравнении с предыдущим месяцем не учитывается фактор сезонности, а в случае сравнения с аналогичным периодом предыдущего года — на результат сильно влияет эффект базы. Поэтому, лучше всего сравнивать более продолжительные периоды времени, например квартал или год, потому что оперативная информация вполне может ввести в заблуждение. «Не удивлюсь, если уже в следующем месяце снова будет рост под 20%», — говорит Дробышевский.
Замедление темпов роста эксперты связывают с замедлением темпов роста и мировой экономики. «Экономическое торможение в настоящее время носит глобальный характер. В подавляющем числе стран наблюдается снижение темпов роста ВВП, отмечает Михаил Королюк, главный трейдер Семейства фондов „Премьер“ Юниаструм Банка. — Развитые страны балансируют на грани рецессии, демонстрируя темпы роста около 1% в год, в развивающихся идет снижение с очень высоких темпов до просто высоких. Надо понимать, что снижение темпов роста — это по-прежнему рост, просто чуть более медленный. При этом озвученные цифры для России являются очень достойными».
В качестве причин замедления эксперт называет снижением совокупного спроса. «Если говорить о причинах торможения, то темпы роста определяются спросом со стороны населения, компаний, правительства и зарубежных торговых партнеров. Это — четыре столпа, на которых стоит развитие. Сейчас темпы роста спроса снижаются по всем 4 компонентам. Подчеркну — что речь идет опять о снижении темпов роста, но не о сокращении в абсолютном выражении».