Главная » Компании » Участники газового кризиса запутались во взаимных обвинениях

Участники газового кризиса запутались во взаимных обвинениях

Пока Европа уже неделю ждет газ, Россия и Украина продолжают обвинять друг друга в неспособности доставить топливо до места назначения. Стороны в публичном споре уже перешли от чисто коммерческой стороны вопроса к политическим обвинениям. Тем временем в Евросоюзе вновь говорят о диверсификации поставок газа, а также грозят судом российским и украинским газовым концернам.

Экономика. Политика.

После того, как 13 января «Газпром» предпринял безуспешную попытку возобновить транзит газа в Европу, ситуация практически не сдвинулась с места. Международная комиссия наблюдателей, созданная при участии ЕС, составила отчет, официально зафиксировавший подачу газа с российской стороны и отсутствие его прокачки в направлении Европы. Украинский «Нафтогаз» уже сутки невнятно пытается пояснить, что же помешало ему открыть заслонки со своей стороны, проигнорировав договоренности между представителями Киева, Москвы и Брюсселя.

В «Газпроме» сразу заявили, что украинская сторона не приняла ни единого кубометра газа, который должен был быть поставлен в Европу. В «Нафтогазе» ответили, что не имеют возможности открыть транзит российского топлива в Европу, поскольку маршруты и объемы поставок газа не были согласованы сторонами. Президент Украины Виктор Ющенко 13 января неожиданно заявил, что Москва и Киев должны подписать соглашение, регламентирующее технические параметры транзита газа в ЕС. Непонятно, зачем в таком случае Киев вообще подписывал трехсторонний договор с ЕС о возобновлении поставок газа. Чтобы тут же его нарушить, доказав свою неспособность выполнять обещания?

Это далеко не первый прокол украинских властей в газовой войне. Транзит газа в Европу через территорию Украины не осуществляется с 7 января. «Газпром» перекрыл экспортную трубу, отметив, что до европейских потребителей топливо не доходит, так как Украина его ворует. В «Нафтогазе» это отрицали, утверждая, что забирают из трубы лишь газ, необходимый для обеспечения транзита в Европу. В «Газпроме» же полагают, что это топливо должна предоставить страна-транзитер, поэтому и характеризуют действия «Нафтогаза» как воровство.

Украина до 13 января настаивала, что поставлять газ для обеспечения транзита в ЕС — обязанность российской стороны. Однако 14 января председатель правления «Нафтогаза» Олег Дубина неожиданно попросил российский «Газпром» одолжить технический газ для осуществления транзита топлива из России в Европу. «Если у вас есть возможность, одолжите нам этот газ. После того, как мы с вами договоримся, сколько он будет стоить, мы за него заплатим», — сказал Дубина, фактически признав, что Украина не имела оснований отбирать газ для обеспечения транзита.

«Газпром», почувствовав слабость украинской позиции, еще 13 января объявил ситуацию с поставками газа в Европу форс-мажором, фактически сняв с себя ответственность по контрактам перед потребителями в Европе. Одновременно российский концерн подал иск к Украине в международный арбитраж Стокгольма.

Политика. Экономика.

14 января в Киев и Москву отправились премьер-министры Болгарии и Словакии — двух наиболее пострадавших от конфликта стран. Ожидалось, что они встретятся с главами правительств России и Украины. В Москве к ним должна была присоединиться премьер-министр Молдавии. Непонятно, что именно хотели обсудить с Москвой и Киевом политики. Миротворцами у них выступить вряд ли получится, если уж раньше конфликт не удалось утрясти Чехии, председательствующей в ЕС. Зато оба участника газового конфликта с удовольствием расскажут оставшимся без газа коллегам, что транзит газа в ЕC сорвала противоположная сторона.

Война между Киевом и Москвой привела к перебоям с поставками газа в 18 европейских странах. Понятно, что ситуация, особенно возникшая в зимний период, не могла вызвать одобрения в ЕС. Еще накануне председатель Европарламента Ханс-Герт Поттеринг призвал российские и украинские власти выполнить соглашение, достигнутое при посредничестве ЕС. 14 января председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу высказывался уже гораздо жестче. Он заявил, что Еврокомиссия будет рекомендовать компаниям ЕС судиться с российскими и украинскими газовыми концернами из-за срыва поставок топлива. Баррозу не уточнил, какие именно компании он имеет в виду, однако очевидно, что речь идет о «Газпроме» и «Нафтогазе Украины». В Европе также вновь заговорили о необходимости диверсификации поставок топлива и создании собственных нефтегазовых резервов, которых бы хватало на 120 дней.

Евросоюз отчаянно пытается занять позицию над схваткой, чтобы не быть втянутым в газовый конфликт. Сколько еще смогут сохранять нейтралитет европейские элиты, неясно. Интересно и то, чью же сторону в конце концов будут вынуждены занять в Еврокомиссии, если у Москвы (либо Киева) получится разделить не слишком-то сплоченные ряды европейских политиков. Брожение в ЕС уже началось. Премьер-министр Польши Дональд Туск накануне заявил, что только «Газпром» несет ответственность за поставки топлива странам Европы.

Тем временем Россия и Украина яростно атакуют друг друга в политической плоскости. На Украине, к примеру, полагают, что Россия специально спровоцировала конфликт, решив резко повысить цену газа для Украины. Так, украинский президент Виктор Ющенко заявил, что Россия организовала газовый кризис, намереваясь расколоть Украину. Другие украинские политики полагают, что главным мотивом Москвы является получение контроля над украинскими газопроводами, как это произошло в 2007 году с газотранспортной системой Белоруссии.

В Москве отрицают политическую подоплеку конфликта, однако еще ранее премьер-министр России Владимир Путин называл одной из причин конфликта коррупцию и «борьбу кланов» на Украине в преддверии президентских выборов в 2010 году. Накануне российская сторона вообще обвинила Киев в неспособности проводить самостоятельную политику.

Топ-менеджер «Газпрома» Александр Медведев заявил, что Украина действует в рамках ранее заключенного соглашения с США. «Все выглядит так, будто они танцуют под музыку, которую играют не в Киеве», — сказал Медведев, уточнив, что имеет в виду соглашение Киева и Вашингтона. Bloomberg отмечает, что речь идет о «Хартии о стратегическом партнерстве между Украиной и США», подписанной в декабре 2008 года и посвященной укреплению сотрудничества в разных областях, в том числе в модернизации газовой инфраструктуры Украины. Медведев назвал этот документ подозрительным. Госдепартамент США отверг эти обвинения.

Что дальше?

Хуже всего, что на фоне начавшихся переговоров о транзите российского газа в Европу переговоры о стоимости топлива для самой Украины еще даже не начинались. Это является основным препятствием возобновления поставок российского газа как на Украину, так и на Запад.

Юлия Тимошенко уже предложила Владимиру Путину провести прямые переговоры об условиях возобновления поставок газа и пообещала, что после этого Киев и Москва прекратят противостояние, отмечает Reuters. Если Тимошенко удастся договориться с Москвой, то это будет серьезным ударом по проводимой Ющенко политике. Впрочем, надеяться, что это поможет сторонам завершить конфликт, слишком наивно.

14 января стало понятно, что Москва не намерена идти на попятную, а напротив, будет атаковать. Президент России Дмитрий Медведев заявил, что «Газпром» должен взыскать с Украины 1,1 миллиарда долларов экспортной выручки, которую газовый концерн не получил от срыва транзитных поставок газа в Европу. «Деньги должны быть взысканы с ответчиков, с виновных в этой ситуации», — отметил Медведев. Президент также поручил газовому концерну полностью подсчитать убытки, связанные с блокированием транзита.

Учитывая 600 миллионов долга за газ, поставленный Украине в 2008 году, общий долг «Нафтогаза» вновь вернулся к декабрьскому объему — 1,7 миллиарда долларов. Для отношений «Нафтогаза» и «Газпрома» это заявление Медведева фактически смерти подобно, ведь теоретически не исполнить требование президента России «Газпром» не может. «Нафтогаз» же давно сидит в долгах по уши, поэтому выплатить такую сумму не в состоянии.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.