Быть или не быть пресловутому налогу на добавленную стоимость (НДС)? Этот насущный вопрос давно муссируется в стенах федеральных министерств, ведомств и независимых экономических школ. Одни называют его «наиболее неконтролируемым коррупционным налогом» и предлагают «казнить». Другие же напротив просят о «помиловании», ссылаясь на то, что отмена НДС вычеркнет весомую строку из списка бюджетных доходов.
Не так давно на заседании общественно-консультационного совета по таможенной политике при Федеральной таможенной службы РФ Андрей Бельянинов, глава ФТС, заявил о том, что НДС – это «наиболее коррупционный налог». На последнем собрании, проводимом Михаилом Фрадковым, Бельянинов предлагал заменить НДС, так как, по его мнению, он коррупционный не только в России, но и во всем мире. При этом НДС тяжело заменить чем-то иным: «где-то треть от собранных таможенных платежей – это НДС», – сказал он.
Верным решением в столь нелегкой ситуации, по словам Тамары Касьяновой, генерального директора «2К Аудит-Деловые Консультации», может стать снижение ставки. «Если произойдет достаточно хорошее снижение, до 10-12%, компании-однодневки перестанут работать, потому что большинству из них это будет невыгодно. Не станет проблем и с администрированием налога, так как проще будет его просто платить. Ставка, допустим, в пределах 10% будет оптимальной, и собираемость налогов значительно увеличится».
Налог на добавленную стоимость – поле для коррупции. Он тормозит развитие народного хозяйства, снижает конкурентоспособность российских экспортеров и развитие наукоемких отраслей, считает собеседник Bigness.ru, академик Российской академии наук (РАН) Сергей Глазьев.
Предложения по снижению ставки, которые предлагают как альтернативу отмене НДС академик считает такими же бессмысленными, как и те, что указывают на нецелесообразность отмены: «Его надо отменять, потому что это самый коррупционный, самый неэффективный и сильно подстегивает инфляцию. НДС, прежде всего, угнетает отрасли, которые производят высокую добавленную стоимость, то есть, наукоемкие. Как известно, российская наука давно в глубокой яме. Любой налоговый чиновник произвольно трактует ситуацию с возмещением НДС. Поскольку технология сбора налога очень сложная, то каждый желающий испортить жизнь предприятию, вполне может воспользоваться ей, чтобы “свести счеты”».
Впрочем, как сообщила нашему деловому порталу Ольга Воронцова, научный руководитель направления «Межбюджетные отношения» Института фискальной политики, «существование проблем с возвратом НДС отрицать нельзя. Однако были периоды в недавней российской истории, когда поступления НДС оказывались отрицательными, когда реальные поступления в госбюджет по нему были меньше, чем объем возврата налога».
По мнению О.Воронцовой, проблемы непосредственно связаны с администрированием НДС, а не с самим налогом. Здесь стоит вопрос, «насколько наши фискальные органы могут это проконтролировать, проследить. Конечно, сложившаяся ситуация непосредственно связана с коррупцией», – говорит она.
Отмена налога отрицательно скажется на доходах бюджета, пугают эксперты. Впрочем, компромисс найден! Академия наук прицелилась – убить двух зайцев одним выстрелом не составит труда: ученые знают, как освободить предприятия от налогового гнета и восполнить выпадающие из казны доходы от НДС.
Сергей Глазьев поделился с нашими читателями предложениями по восполнению доходов: «Первый вариант – сбалансировать бюджет путем отказа от профицита, все равно эти деньги обесцениваются. Второй – повысить экспортную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по отношению к добытчикам газа, который сегодня десятикратно меньше, чем по нефти на единицу условного топлива. Третий вариант – самый нежелательный – введение налога с продаж. Однако мы предлагаем ограничиться двумя первыми ».
Если исключить «третий вариант» – государство должно отказаться либо от профицита, либо повысить НДПИ газовикам. Уместнее всего, по мнению С.Глазьева, стал бы «второй вариант». «Государство независимо от НДПИ поднимает тарифы на газ. Причем за пятилетку с 2006-2011 год тариф на газ вырастет в три раза. При таком росте тарифов несправедливо оставлять налоговую нагрузку для добытчиков газа на прежнем уровне. Цена голубого топлива абсолютно оторвана от его себестоимости. Сегодня цена на газ определяется желанием “Газпрома” получать все больше и больше прибыли. Они декларировали выравнивание доходности от поставок газа внутри страны с поставками газа на экспорт», – констатирует специалист.
В самой отмене НДС экономист видит только позитивные моменты. На его взгляд, отказ от него станет важным шагом в переводе российской экономики на инновационный путь развития.
Продукты питания для конечных потребителей станут дешевле, поскольку с предприятий снимется часть налоговой нагрузки. Вследствие этого снизится и продовольственная инфляции, а производить продукты питания внутри страны станет куда выгоднее.
Кроме того, резко снизится и коррупционная нагрузка на экономику предприятий, считает он. Кстати, в связи с отменой налога произойдет и оптимизация неналоговых расходов предприятий. Сократятся затраты и самого государства: «Эта мера высвободит с предприятий бухгалтеров, которые сегодня заняты начислением НДС, а так же часть налоговых инспекторов. Рынок труда от этого пополниться 1,5 млн человек, которые могли бы вполне стать специалистами в других отраслях, которые сегодня испытывают кадровый голод», – утверждает он.
Резюмируя все выше сказанное, эксперт заключил, что не видит подводных камней в деле отмены НДС, напротив, эта мера будет «способствовать снижению инфляции, диверсификации экономики, повышению доли отраслей с высокой добавленной стоимостью и декриминализации. Нельзя сказать, что все проблемы тут же будут решены, просто создадутся условия для продвижения в этих направлениях», – говорит С.Глазьев.