Состояние Игоря Зюзина, основного владельца группы «Мечел», которая подверглась резкой критике со стороны Премьер-министра Владимира Путина, с момента обвала на российском фондовом рынке 24-25 июля уменьшилось с млрд. до ,5 млрд. «Мечел» стала первой, но не последней жертвой критики российских властей. На днях Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении компаний Романа Абрамовича — «Распадский уголь» и Evraz.
В принципе, рано или поздно обвал российского фондового рынка должен был произойти. Рынок корпоративных ценных бумаг нашего соседа чрезвычайно перегрет. Кроме того, спекулянты уже несколько раз играли на повышение при каждом очередном скачке цен на энергоносители. Так как основой благополучия российской экономики сегодня являются высокие цены на нефть и газ, то неудивительно, что после каждого скачка мировых цен на нефть почти автоматически рос и фондовый рынок.
К тому же надо учесть, что инвестиционный бум в России во многом провоцируют экспортные «нефтедоллары». Российские корпорации, имеющие баснословные доходы от экспорта сырья и энергоносителей, просто не знают, куда вкладывать деньги, и в результате в РФ в цене растут практически все инвестиционные активы, начиная с недвижимости и земли и заканчивая акциями корпораций. Ситуацию подогревают иностранные инвесторы и паевые инвестиционные фонды, которые до последнего времени способствовали раскрутке цен на фондовом рынке.
Однако здравомыслящие аналитики давно обратили внимание на то, что рост стоимости российских активов практически не сопровождается положительными инфраструктурными изменениями в экономике. Она по-прежнему остается ориентированной на сырьевой экспорт, и потребительский бум внутри — лишь производное данного процесса. А это означает, что при первом же изменении конъюнктуры внешних рынков искусственно раздутые цены войдут в диссонанс с реальной стоимостью российских активов.
Кстати, оптимистичный настрой инвесторов в последнее время уже был подорван снижением цен на нефть и неважными показателями российской экономики в июне 2008 года. Но еще сильнее огорчили всех меры государства по контролю над стратегическими отраслями, с тем чтобы воспрепятствовать инфляции и заставить сырьевых монстров заботиться о внутреннем рынке. При этом, похоже, правительство РФ всерьез намерено регулировать сбытовую политику корпораций, добиваясь снижения цен путем установления определенных экспортных ограничений. Так что для обвала перегретого российского рынка не хватало лишь повода. И премьер-министр Владимир Путин его предоставил.
Все началось с того, что генеральный директор и основной (около 70% акций) владелец «Мечела» Игорь Зюзин был приглашен на совещание по металлургии, которое Путин проводил в минувший четверг в Нижнем Новгороде, но не смог на нем присутствовать. Это вызвало крайнее недовольство премьера. Путин заочно предупредил главу компании, что «ему нужно как можно скорее выздороветь, иначе к нему придется послать доктора и зачистить все эти проблемы». А заявления Владимира Владимировича в отношении цен, по которым «Мечел» поставлял продукцию внутренним потребителям, а также предложение отменить импортные тарифы, оказало крайне негативное воздействие на российский рынок.
В итоге уже сразу после критики со стороны Путина акции «Мечел» потеряли более трети своей капитализации на Нью-йоркской фондовой бирже. Котировки американских депозитарных расписок компании «Мечел» за полдня до закрытия торгов обвалились на 37,6%, начав стремительно дешеветь сразу после заявления Путина. Расписки «Мечела» потянули вниз бумаги других российских компаний металлургического сектора. На момент закрытия Лондонской фондовой биржи, где торгуются акции многих российских металлургических компаний, депозитные расписки группы Evraz подешевели на 4,2%, «Северстали» — на 6,0%, Новолипецкого металлургического комбината — на 6,9%, Магнитогорского металлургического комбината — на 5,7%. Индекс РТС также 25 июля упал ниже психологически важного уровня 2000 пунктов, а 29 июля опустился ниже очередного «психологического» барьера — 1900 пунктов.
Но беда одна не приходит. Сразу после обвала акций «Мечела» 29 июля «как по заказу» произошел взрыв метана на шахте имени Ленина компании «Южный Кузбасс» (входит в группу «Мечел») в Кемеровской области, и у правительства появился еще один прекрасный повод «наехать» на группу "Мечел": на этот раз по поводу техники безопасности на ее предприятиях. Причем на абсолютно законных основаниях.
Как-то плавно власти перешли от „зачистки“ одного „Мечела“ к работе с коксовой отраслью сразу. Как мы уже сказали выше, Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении двух компаний, производящих коксующиеся угли. Под подозрение попали „Распадский уголь“ и Evraz. Как результат, глобальные депозитарные расписки (GDR) Evraz Group упали на 6% в Лондоне. Что же происходит в России?
С одной стороны, правительство Путина пытается обуздать аппетиты экспортеров и заставить их „делиться“ с бюджетом, а также поставлять по дешевым ценам продукцию на внутренний рынок. Так, с 1 августа 2008 года оно утвердило рекордно высокую экспортную пошлину на нефть (на уровне $495,9/т, тогда как с 1 июня 2008 года ставка пошлины составляла $398,1/т). Такая политика правительства призвана способствовать загрузке российских НПЗ и удорожанию нефтепродуктов в соседних странах, в частности и в Украине. Возможно, аналогичные меры российское правительство предпримет и в отношении металлургических корпораций.
С другой стороны, в отличие от Украины металлургия не является основой экономики и экспорта у наших соседей, там эту роль выполняет нефтегазовый комплекс. Но падение котировок акций российских металлургических корпораций — плохой сигнал для украинского фондового рынка, который и без того уже несколько месяцев „валится“. И минувшая неделя, к сожалению, не стала исключением: поднявшись в минувший понедельник до 649,6 пункта, индекс ПФТС все остальные дни снижался, и к пятнице упал до 633,09 — во многом, по-видимому, из-за негативной информации с российского рынка.
Поэтому, если в ближайшее время российский фондовый рынок не отыграет утраченных позиций и, тем более, если продолжится падение котировок российских ценных бумаг, это наверняка отразится негативно и на украинских фондах. Его могут покинуть последние нерезиденты, а внутренних ресурсов, чтобы поддерживать котировки украинских акций даже на нынешнем уровне, сегодня нет.
С тегами: Владимир Путин Россия