Вести бизнес с китайцами очень непросто. Несмотря на это, украинская экономика, как и остальной мир, всё прочнее садится на «китайскую иглу».
В их реалистичности усомниться трудно – решения партии в Поднебесной выполняются неукоснительно. «А в ближайшие 25 лет будет аннексирован Тайвань, но при этом все будут молчать в тряпочку, даже США, – добавляет директор делового центра «Украина – Китай» Андрей Голенко. – Политическая мощь и влияние КНР в последнее время непререкаемы: дракон взлетел!»
Верным курсом. Если Китай вдруг решит прекратить экспорт товаров, мировую экономику ждёт коллапс, уверен Андрей Голенко
Итальянские китайцы
Объёмы торговли Украины с Китаем, по данным посольства КНР, в последние пять лет ежегодно росли в среднем на 50%. Но что самое главное, за эти годы сильно изменилось само отношение к китайской продукции. «Да, качество часто оставляет желать лучшего, – признаёт глава представительства американской компании Logitech в Украине Максим Праздников. – Но уже сейчас появляется всё больше достойных продуктов именно китайского производства, причём под их локальными брэндами». Г-н Праздников верит, что в ближайшие годы фраза «китайский товар» постепенно утратит негативный оттенок.
Большинство именитых европейских брэндов уже давно перенесли заводы в Китай или просто размещают заказы на китайских фабриках. «Например, китайская обувь уже достаточно качественная, ведь для её производства созданы условия не хуже, чем в Италии», – уверяет Андрей Голенко. По его словам, для качественной обуви в Китае производится всё – прекрасная кожа, подошва, нитки, клеи и полимеры. «Даже оборудование по типу итальянского!» – говорит г-н Голенко, сидя в своём офисе под китайскими плакатами эпохи Мао Цзэдуна.
Не менее половины потребительских товаров приходит в Украину именно из Китая. В последнее время к ширпотребу добавляется и более серьёзная продукция – оборудование и механизмы. Китайские товары привлекают прежде всего низкой себестоимостью производства. Но бизнесмены подчёркивают: причина этому – вовсе не низкие зарплаты работников, как принято считать у нас. Этот стереотип с годами теряет актуальность: зарплата в Китае теперь весьма высока, особенно в развитых регионах, а квалифицированная рабочая сила вообще стоит очень дорого.
Более того, не всегда успех Поднебесной можно объяснить врождённым трудолюбием азиатских рабочих. Например, сейчас в Китае работает очень много итальянцев, переехавших по контрактам после начавшегося в Европе большого системного кризиса в обувной и кожевенной отраслях. Похожие примеры есть и в других сферах промышленности КНР. По мнению Андрея Голенко, основная причина низкой цены кроется в грамотном расположении инфраструктуры для производства.