Случилось немыслимое! Бескомпромиссный борец с недоброкачественными продуктами, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко принял решение повысить максимально допустимый уровень канцерогенного вещества бензопирен в рыбных консервах до «евростандарта». А это значит, что в двухлетнем «шпротном» противостоянии между Россией и Латвией наконец-то поставлена точка.
С 1 сентября в нашей стране вступят в силу новые правила, по которым максимальный уровень бензопирена в консервах увеличен впятеро. Это значит, что все без исключения латвийские предприятия смогут поставлять продукцию в Россию. Получается, конец войне?
Во всей этой истории до сих пор много неясного. Ведь несмотря на «бряцание оружием», латвийские шпроты никуда не исчезали с нашего рынка. Запрет коснулся лишь продукции нескольких предприятий, среди которых крупнейшие заводы «Гамма-А» и «Бривайс Вильнис». Хотя подобных производителей в Латвии — десятки.
Официальная причина эмбарго — более высокое, чем позволяют российские нормативы, содержание бензопирена — вредного вещества, образующегося в процессе копчения. По нашим правилам бензопирена в консервах должно быть не более 1 мг на 1 кг. А по европейским, которых и придерживаются прибалты, — в пять раз больше.
Казалось бы, все логично. Но вот вопрос — почему наши власти обратили внимание на «вредную» продукцию только два года назад? Уж не потому ли, что отношения между Россией и Латвией тогда основательно испортились? Но почему тогда запрет не коснулся всех без исключения рыбных консервов из Латвии? Ведь решительности нашим чиновникам не занимать — помните, как в 2006 году ведомство Геннадия Онищенко махом запретило ввоз в Россию всех без исключения грузинских и молдавских вин?
Таким образом, к «политической» версии «шпротной» войны, прибавляется «коммерческая» — рыбные консервы вполне могли стать жертвой конкуренции между производителями. Заметим, что в самом большом плюсе оказались калининградские заводы, сумевшие в отсутствие «соперников» увеличить свою долю на рынке. Но скоро им, возможно, придется потесниться.
Впрочем, для того чтобы снова завоевать российский рынок, «реабилитированным» производителям нужно будет изрядно потрудиться. Шпроты уже перестали быть продукцией эконом-класса — «продовольственная» инфляция сделала многие товары эконом-класса практически «премиальными». Поэтому и спрос на рыбную продукцию сегодня не такой, как два года назад.
Тем не менее без нашего рынка прибалтам никуда. Несмотря на то что за годы «войны» латвийские производители освоили новые экспортные направления, без России им не выжить. Достаточно сказать, что в прошлом году экспорт произведенных в Латвии рыбных консервов уменьшился практически на четверть — с 96 млн евро до 73 млн.
Горилка против водки
Татьяна Терновская, Алексей Аронов
Самые быстрорастущие рынки алкоголя — Украина, Венесуэла и Аргентина. К таким выводам пришли специалисты компании Neilsen, проведя глобальное исследование. А вот Россия до «тройки лидеров» не дотянула, заняв в «алкогольном» рейтинге лишь четвертое место. Что, впрочем, вовсе не говорит о нашей «отсталости».
Украинцы, как известно, знают толк в горячительном. Немудрено, что и рынок у них растет стремительными темпами. Согласно отчету компании Neilsen, в 2007 году он «прибавил» почти половину (43%). «Серебро» и «бронза» достались латиноамериканским странам. А вот Россия показала прирост в 17%. По сравнению с братьями-славянами, конечно, скромно. Но эта «скромность», на самом деле, говорит лишь о зрелости нашего рынка.
Действительно, на, так сказать, устоявшихся рынках прирост куда скромнее. Общемировой показатель динамики — 6%. А, например, Европа и Северная Америка показали существенно меньшие результаты (Великобритания — 5%, США — 4%, Германия — 2%). То есть получается, что и наш рынок близок к насыщению. И данные статистиков это подтверждают.
Так, например, в первом квартале 2008 года темпы производства пива в России составили всего 2,3%. А это, между прочим, самый низкий показатель за последние несколько лет. Да что там пиво, даже рынок водки переживает нелегкие времена — за последние 5 лет он практически не растет. Правда, здесь основная причина не в «насыщении», а в засилье контрафактной продукции.