ВР, которая добывает нефть в Азербайджане, сообщила, что все нефтепроводы и газопровод, проходящие транзитом через Грузию, прекратили свою работу из соображений безопасности.
«Время новостей» связывает эту информацию с проблемами в построении коридоров экспорта среднеазиатских энергоносителей в обход России.
Нефтепроводы не были повреждены в ходе военных действий (труба Баку — Тбилиси-Джейхан бездействует из-за взрыва на турецком участке). Экспорт нефти ВР сейчас идет по альтернативным маршрутам: по нефтепроводу Баку-Новороссийск (максимальная мощность 5 млн тонн в год) и по железной дороге до порта в Батуми. Ни тот ни другой маршрут не в состоянии заменить нефтепроводы БТД и Баку-Супса, пропускная способность которых составляет 50 млн и 15 млн тонн в год.
В этой ситуации нефтяники вынуждены закачивать сырье в хранилища, увеличивать транспортировку по железной дороге и пытаться договориться с Россией о дополнительном объеме прокачки через нефтепровод Баку-Новороссийск. «Транснефть» готова увеличить объем прокачки в два раза, более чем на 80 тысяч тонн в месяц, а в дальнейшем — еще минимум вдвое.
Но труба Баку-Тбилиси-Джейхан через неделю должна быть восстановлена после пожара, и все проблемы будут сняты.
Газ шел транзитом через Грузию в Турцию по Южно-Кавказскому газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум мощностью 30 млрд кубометров в год, однако она была загружен по минимуму. Теперь, когда газопровод не работает, Баку будет легче согласиться на предложение «Газпрома» продавать российскому концерну весь экспортный газ по мировым ценам. У Баку контракты с фиксированными и достаточно скромными ценами заключены только на 6,6 млрд кубометров газа в год с турецкой Botas.
Военный конфликт в Грузии показал, что проблема транзита энергоносителей является на постсоветском пространстве остается острой. Экспортеры могут снижать риски путем диверсификации маршрутов лишь на небольшие объемы из-за ограниченной пропускной способности трубопроводов.