Юлия Ковалив Первый замминистра экономики
НАК "Нафтогаз Украины" — крупнейшая компания в стране, которая одновременно была одним из наибольших источников политической коррупции. Компания была ключевым элементом в схеме политических элит: обещания "дешевого" газа для народа в обмен на право получать коррупционную ренту. "Дешевый" газ в итоге дорого обходился налогоплательщикам и растущие от года к году убытки "Нафтогаза" покрывались именно за их счет.
Неудивительно, за 25 лет в стране не появилось конкурентного рынка газа, менеджмент хронически убыточной компании был заточен на обслуживание интересов политиков, которые далеко не всегда совпадали с интересами общества.
Чтобы изменить ситуацию мало заменить "плохих" менеджеров на "хороших". Нужна институциональная перестройка системы управления компанией, которая изолирует менеджмент от политического влияния. Без этого система либо вытолкнет, либо ассимилирует даже самых профессиональных менеджеров и реформаторов. Кроме того, нужны новые правила игры на рынке газа, которые превратят газ в обычный товар, а "Нафтогаз" — из монополии в одного из игроков на конкурентном рынке.
В марте 2015 правительство приняло план глубокой реформы газовой отрасли, которая предполагает как перестройку газового рынка, так и системы управления "Нафтогазом" по европейским правилам. Реформа проводится при поддержке ЕБРР и других международных партнеров. Кроме этого, она четко прописана в условиях кредита ЕБРР на модернизацию украинской части газопровода Уренгой-Помары-Ужгород.
Реформа газового рынка стартовала в конце прошлого года и предполагает внедрение принципов конкуренции и прозрачности, диверсификацию импортных поставок газа. Но главное — постепенное, в течение 2015-2017 года, установление рыночной цены на газ для всех категорий потребителей, в том числе для населения, и отказ от ручного регулирования цен. Параллельно заработала система целевых субсидий на газ для тех, чьи доходы не позволяют справиться самостоятельно с новым уровнем цен.
В рамках реформы системы корпоративного управления компании "Нафтогаз" в конце прошлого года был передан в управление Минэкономразвития, что позволяет элиминировать потенциальный конфликт интересов в формировании политики отрасли и управлении самым большим игроком на рынке.
Следующий шаг — это создание полноценного независимого наблюдательного совета для "Нафтогаза", который возьмет на себя большую часть функций по управлению компанией вместо министерства, и оградит ее от политического вмешательства. В декабре 2015 правительство утвердило новый устав "Нафтогаза", положение о наблюдательном совете и положение о правлении компании.
Новый набсовет будет состоять из пяти членов, трое из которых будут независимыми профессиональными управленцами с опытом работы в набсоветах международных компаний, а двое — будут представлять интересы государства. Независимые члены набсовета НАКа не могут быть чиновниками, руководителями либо владельцами аффилированных или зависимых компаний. Это принципы цивилизованного корпоративного управления, которые успешно применяются в государственном и частном секторе в странах ОЭСР.
Во время переходного периода до апреля 2017 полномочия набсовета будут ограниченными в части назначения правления, утверждения финансовых и инвестиционных планов. После весь объем полномочий перейдет наблюдательному совету. Независимый набсовет планируется сформировать до конца марта. Для этого при поддержке ЕБРР к поиску кандидатов привлекли британскую рекрутинговую компанию Odgers Berndtson. В течении недели будет готов "long list" кандидатов. Кандидатуры независимых директоров будет выбирать Комитет по назначениям, в состав которого входят 5 министров и 5 независимых членов из международных финансовых институтов и бизнес-среды.
Если реформа корпоративного управления "Нафтогаза" пройдет в соответствии с принципами ОЭСР, то мы на институциональном уровне устраним возможности для вмешательства чиновников и политиков в работу крупнейшей государственной компании.
Мы — или те, кто придет нам на смену в Минэкономразвития — должны провести реформу корпоративного управления в "Нафтогазе". При этом "Нафтогаз" станет крупным успехом реформы госпредприятий и примером для остальных.