Ущерб, нанесенный Грузии в результате войны с Россией, еще не подсчитан. Но уже ясно, что речь идет о миллиардах долларов. Уничтожена существенная часть экономических достижений команды Саакашвили.
Пресс-секретарь министерства экономического развития Грузии Эка Табатадзе искренне удивилась вопросу. «Ущерб? Он колоссальный, но подсчитать его за столь короткий срок невозможно. Да и смысла пока нет, поскольку российские войска продолжают уничтожать инфраструктуру и гражданские объекты», — заявила она.
В начале войны премьер-министр Грузии Владимир Гургенидзе в своем телевизионном выступлении заявил, что значительных экономических убытков не будет. За несколько дней до того уже была приостановлена прокачка нефти через нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан — из-за взрыва на территории Турции. Затем, по словам грузинского руководства, российская авиация нанесла удар по магистрали Баку — Супса, и эта магистраль тоже приостановила работу. Как объяснили в компании BP-Georgia, сейчас невозможно назвать сроки возобновления работы нефтепроводов: они напрямую связаны с нормализацией ситуации в регионе. Таким образом, кавказский коридор, позволяющий ежедневно транспортировать более 1,5 млн. баррелей энергоносителей в нефтяном эквиваленте, оказался не у дел. «Это означает, что прямые убытки Грузии в течение суток составляют не менее полумиллиона долларов», — сказал «24» председатель Ассоциации экономической безопасности Грузии Георгий Хухашвили.
Позавчера, по данным грузинской стороны, российские военные взорвали мост у города Каспи, что сделало невозможным транспортировку нефти в грузинские порты. При таком раскладе единственным надежным путем транспортировки азербайджанских энергоносителей вновь стали российские трубопроводные системы Баку — Новороссийск и танкерные перевозки вверх по Волге. По мнению грузинских властей, именно в этом и заключалась цель России. Впрочем, российским экспертам ситуация видится иной. Например, по словам бывшего замруководителя аппарата правительства РФ Алексея Волина, не исключено, что удар по трубопроводу и взрыв моста дело рук самой Грузии. «Расчет прост: проблемы с транспортировкой нефти по грузинской территории могут привести к появлению в стране военных баз НАТО. Официальным объяснением может стать защита объектов транспортировки энергоносителей», — заявил Волин.
Огромный ущерб понесла и грузинская военная инфраструктура: военные базы, взлетно-посадочные полосы и другие объекты были практически уничтожены в результате российских авиаударов. Особенно досталось базам, находящимся в непосредственной близости от зон конфликтов в Южной Осетии и Абхазии, — в Гори и Сенаки. Не секрет, что с момента прихода к власти Михаила Саакашвили Грузия регулярно увеличивала военный бюджет. По официальным данным, начиная с 2004 г. из государственной казны на военные цели было выделено около $3 млрд. Огромную помощь Грузии оказывали США и некоторые европейские государства. «Официальных данных нет, но даже по самым скромным подсчетам Америка, Израиль и ряд европейских стран безвозмездно передали Грузии вооружения и боеприпасов на общую сумму около миллиарда долларов. Теперь большая часть всего этого уничтожена российскими военными», — говорит военный эксперт Шалва Тадумадзе. Правда, как сообщил «24» анонимный источник в МИД Грузии, США уже пообещали официальному Тбилиси всевозможную помощь в восстановлении военной инфраструктуры.
А вот за какой срок удастся восстановить разрушенные Гори, Сенаки и другие города, и сколько это будет стоить, пока остается неясным. В соответствующие органы уже обратились около 100 тыс. беженцев, и не исключено, что их число значительно увеличится.
Ко всем этим бедам добавилась еще одна — лесные пожары. Россия сбросила на территорию Боржомского ущелья и поселка Сурами зажигательные бомбы. В результате загорелись уникальные лесные массивы — выгорело уже около 250 га. Несмотря на помощь Украины, Азербайджана и Турции, предоставивших спецтехнику, пожары пока не удается потушить. Кстати, в Сурами находится дом-музей Леси Украинки. К счастью, в результате военных действий он не пострадал.
НАТО отказалось защищать Грузию
НАТО вчера так и не смогло принять эффективного решения для защиты Грузии. Министры иностранных дел стран — членов НАТО, собравшиеся в экстренном порядке в Брюсселе, ограничились лишь дипломатичным заявлением. В нем отмечалось, что Альянс «серьезно рассматривает» последствия военных действий России в Грузии. «Мы решительно считаем, что мы не можем продолжать сотрудничать, как обычно», — подчеркивалось в декларации. Правда, о конкретных действиях в ответ натовцы не заявили.
Вчерашняя встреча продолжалась несколько часов. Видимо, она была довольно интенсивной, но непродуктивной. Министры лишь решили создать новый орган для углубления связей с Тбилиси — Комиссию НАТО-Грузия. Правда, создание этой структуры ровным счетом ничего не значит. Подобный формат сотрудничества существует между Украиной и Альянсом уже 11 лет (со времени подписания Хартии об особом партнерстве между Киевом и НАТО в Мадриде). Грузию всего-навсего повысили в статусе партнера НАТО, однако создание комиссии в нынешних условиях на поведение России вряд ли повлияет. Похоже, некоторые члены Альянса решили не ссориться с Москвой. В то же время Россия по сути так и не начала выводить свои войска из Грузии, на чем настаивал Альянс.
В отношении Украины генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер вчера еще раз подчеркнул, что вопросы интеграции Украины и Грузии в Альянс будут рассматриваться «отдельно, не в пакете». Он также сообщил, что решение по поводу присоединения Киева к Плану действий относительно членства в НАТО будет принято в декабре.
Кстати
Для российской стороны война нанесла основной удар по фондовым рынкам, которые и без того снижались. С начала военной операции рубль подешевел по отношению к доллару на 30 коп., а 12 августа еще на 69 коп. до 24,57 рубля за $1. Чтобы удержать падение национальной валюты, Центробанк России впервые за долгое время вышел на рынок с валютными интервенциями.
По данным министра финансов РФ Алексея Кудрина, за время войны инвесторы вывели из страны $7 млрд. (Прогноз Центробанка относительно чистого притока капитала в Россию в текущем году составлял $40 млрд.).
За время войны акции российской компании «Интер РАО ЕЭС», контролирующей более трети грузинского рынка энергетики, подешевели почти на 38%. Некомфортно чувствуют себя и другие российские компании, работающие в Грузии. Например, банк ВТБ и «Вымпелком», которому принадлежит 51% акций грузинского сотового оператора «Мобител».