Главная » Компании » Дети и бизнес на ядохимикатах: кто победит?

Дети и бизнес на ядохимикатах: кто победит?

Сейчас мало кого удивишь фактами хранения ядовитых веществ вблизи населенных пунктов — мы уже привыкли к цинизму бизнеса и власти. Однако история, которая стала известна интернет-газете «СЕЙЧАС», может впечатлить и видавших виды людей. В центре села Симонов Гощанского района Ривненской области через стенку от детского сада и недалеко от школы компания «Инсеко», которая селекционирует высококачественные сорта и гибриды семян сахарной свеклы, а также средства их защиты, хранит и использует опасные химикаты и минудобрения. Интерес «Инсеко» к Симонову объяснялся желанием решить проблемы доставки минеральных удобрений и ядохимикатов на свои поля, находящиеся сразу за пределами населенного пункта. Кроме того, сейчас там отстроен элеватор для хранения семян, в котором, по словам строящих его специалистов, будет происходить протравливание зернового материала.

Этим летом «Инсеко» и без ожидаемого протравливания нанесло значительный ущерб здоровью симоновцев: открытую площадку в центре населенного пункта с мая по июль компания использовала для перевалки минудобрений, а также для разведения ядохимикатов, предназначенных для опрыскивнаия полей. И хотя представители компании отрицают протравливание семян как звено в технологической цепочке, инициативная группа, защищающая интересы местных жителей, добилась от нанятых «Инсеко» инженеров и технологов признания, что данное предприятие не сможет завершить технологический цикл без этапа протравливания.

В Ривненской области строят без разрешений?

Несмотря на отсутствие документов на строительство и запрещение комиссии на достраивание объекта, новый цех уже полностью построен и начал даже работать. Уже полторы недели полным ходом идет очистка и сушка зерна. «Пыль стоит такая, что просто не передать: люди, проживающие в близлежащих домах, уже не открывают окна», — рассказывают интернет-газете «СЕЙЧАС» местные жители.

По словам симоновцев, раньше на месте, где сейчас складируются и приготавливаются химикаты, находился элеватор с большой заасфальтированной площадкой, по бокам которого возвышались зернохранилища. Начиная с сентября по июль на этой площадке, за стеной которой находится детский сад, складируются минудобрения. «Сейчас удобрения вывезены на поля — у нас перерыв до сентября, в который дышится не так тяжело».

Химическая атака на жителей села осуществляется с нескольких сторон

Химическая атака на жителей села осуществляется с нескольких сторон: с полей, находящихся сразу за домами, ветер несет химикаты при опрыскивании, а в центре села, возле школы и детсада, расположен склад с химикатами. В июне этого года в результате использования «Инсеко» химикатов у симоновцев массово появились признаки химического отравления (сыпь на теле и температура до 40 градусов). «Официально никто из докторов не захотел дать подтверждение, что произошло отравление химикатами. Но женщины возили своих детей в ривненский диагностический центр, где им было сказано, что доказательством химотравления может служить только результат сложного анализа волос ребенка в спецлаборатории, до которой, к сожалению, никто не доехал. Но наглядно они подтвердили химическое отравление», — рассказывает интернет-газете «СЕЙЧАС» глава инициативной группы Нина Ткачук.

«Пока химикаты готовились, заправлялись в бочки, — на детской площадке всем этим дышали дети», — негодуют симоновцы

К слову, главный санитарный врач Сергей Грабовский уже запрещал «Инсеко» осуществлять подобные действия.

«Инсеко»: кто ж нам разрешит?!

У компании «Инсеко» своя версия. Активность инициативной группы представитель компании объясняет паникой и боязнью за свое будущее. «Возможно, в начале каких-то документов и не хватало, однако сейчас с документами все в порядке, — утверждает финансовый директор «Инсеко» Андрей Жук. — Что касается химикатов, то в селе их, однозначно, нет. Единственное, в складских помещениях хранилась селитра. Те удобрения, которые использовались на полях в районе Симонова, находились на территории складов в селе не более нескольких дней: их привозили, и потом загружали на сбрасыватель».

Жук уверяет, что на принадлежащей компании территории на месте бывшего элеватора был построен завод для хранения семян. «То есть сейчас мы лишь усовершенствовали это производство, построив современный цех с пылеулавливателями, циклонами и др. самым современным оборудованием. Этапы технологического цикла – приемка, очистка, калибровка и хранение семян. О протравливании в Симонове речи не идет: если этот элемент будет использован, то в другом месте. Кто ж нам разрешит это делать, если это не соответствует санитарным и экологическим нормам?» – задает риторический вопрос представитель «Инсеко».

«В складских помещениях хранилась селитра. Те удобрения, которые использовались на полях в районе Симонова, находились на территории складов в селе не более нескольких дней», — Инсеко

Наверное, разрешения ни у кого не спросят так же, как и при начале строительства. Представитель компании также не уточнил, где именно будет проходить протравливание: «будем искать». Однако, как показывает практика, если поиски и будут вестись – они будут недолгими: «подходящее» место при отсутствии выбора реальных объектов, вероятнее всего, будет найдено в с. Симонов.

Власть: такого быть не может

Местные жители страдают не только от химического загрязнения воздуха и страха получить еще более тяжелые условия. Более всего угнетает беззащитность перед большим бизнесом и властью, не отстаивающей интересы своих избирателей. Так, в мае к главе Гощанской рай администрации Василию Харьковцу приезжали жители с. Симонов с письмом, на котором было собрано более 800 подписей с просьбой запретить строить этот завод. «Но он не отреагировал на это письмо должным образом», — делают акцент симоновцы. Председателя сельсовета Ростислава Жовнира местные жители просили подать заявление в суд и прокуратуру о запрете на строительство нового подразделения и расследовании деятельности «Инсеко», но он этого не сделал.

Председатель сельсовета называет жителей своего села авантюристами

Сейчас председатель Симоновского сельсовета полностью отрицает не только случаи химического воздействия на здоровье его односельчан, но и возможность такого в будущем. «Все, о чем говорят члены инициативной группы, — неправда, — повторял Жовнир. — Никаких химических веществ в центре села нет. На территории села находится только зернохранилище, в котором, кроме зерна, ничего нет. Никто не травился, и вообще эта инициативная группа решает совсем другой вопрос: идет борьба за землю и им нужно поставить сюда своего человека, чтобы «растарабанить» землю».

То, что у застройщика не было разрешительных документов, известно доподлинно, т.к. местные жители контролировали, чтобы ни одни депутат сельсовета, ни исполнительный комитет не проголосовал за предоставление разрешения. Это подтверждает и глава Гощанской райадминистрации Василий Харьковец. По его словам, «сессия сельсовета, санэпидемстанция и др. органы разрешение на строительство не давали. Мы направили письма в службу контроля за качеством строительства для приостановки строительства. Была проведена проверка областной инспекции, которая наложила штраф на компанию в размере 14 тыс. грн. и строительство было остановлено. Разрешений на эксплуатацию сегодня никаким службами получено также не было».

Глава Гощанской райадминистрации до сих пор не знает, что на веренной ему территории уже 10 дней работает новое промышленное подразделение

Однако местные жители опровергают эффективность проверки: во время составления акта об отсутствии документов на строительство и реконструкцию техника продолжала работать. Таким образом, вместо того, чтобы физически запретить незаконное возведение новых опасных цехов, власть ограничивалась лишь сканированием ситуации. «Одни пишут протоколы, тут же другие строят», — рассказывали местные жители.

Приводит в недоумение также тот факт, что глава Гощанской райадминистрации не осведомлен о завершении строительства/реконструкции нового производственного участка на подвластной ему территории. На замечание о том, что, по словам местных жителей, строительство уже завершено и цех уже дней 10 как приступил к работе, глава администрации ответил, что если там осуществляется что-то самовольно, будем обращаться в суд. Но на сегодня у меня лежит протокол проверки областной инспекции, где сказано: «Остановлено и оштрафовано». Если будет обращение, что они продолжают строить либо используют помещение в производственных целях, у меня сейчас сидит заместитель прокурора, которому я лично дам поручение выехать и перепроверить. Я не собираюсь идти на уступки «Инсеко»: если там будет линия по калибровке и протравливанию, цех там работать не будет. Однако если деятельность цеха ограничится хранением зерна, — совсем другое дело.

Бездействие власти — повод для крестьянского бунта

Сейчас обстановка в селе настолько накалена, что председатель сельсовета закрывается в своем кабинете. После неудачных попыток добиться правды у местного районного начальства жители села решили обратиться в столичные инстанции. Однако до сих пор на их запрос никто не отреагировал: ни комиссии, ни представителей никаких. Власть ограничивается лишь звонками с пожеланиями «держитесь-крепитесь!». А завод уже начал работать.

Выход у нас один: взять что-нибудь тяжелое и сравнять этот комплекс с землей, — местные жители

«Выход у нас один: взять что-нибудь потяжелее и сравнять этот комплекс с землей. Если власть не отреагирует на наши просьбы, это и произойдет», — наперебой утверждают местные жители.

Будет протравливание либо не будет — это вопрос лишь усиления степени химического вреда, который «Инсеко» наносит жителям села Симонов уже несколько лет. Администрация района высказывается об «Инсеко» как о компании с высокой производственной культурой, использующей высокотехнологическое производство. Однако о какой культуре может идти речь, если химикаты разводятся в бочках на воздухе рядом с детским садом и школой. Сейчас перспектива протравливания семян стала последней каплей, переполнившей чашу терпения местных жителей. Защищая свое право на здоровую жизнь, местные жители хотят обратить внимание на все аспекты деятельности «Инсеко», начиная от правомерности организации опасной для здоровья деятельности и заканчивая юридическими нюансами деятельности промышленников.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...