Проект финансового плана ПАО «Украинская зализныця» на 2016 год предполагает объем грузоперевозок на уровне 354,6 млн тонн грузов, что больше планового задания на 5,7% и на 1,6% ожидаемых отчетных данных за 2015 год.
Согласно пояснительной записке к проекту финплана, на 2016 год прогнозируется рост грузооборота на 1,6% к ожидаемому выполнению 2015 года — до 200,519 млрд тонно-километров. Рост грузооборота по сравнению с ожидаемым отчетом 2015 года прогнозируется по всем видам сообщений.
Грузооборот транзитных перевозок в 2016 году прогнозируется на уровне 29,749 млрд тонно-километров, что на 1,4% больше плана 2015 года и на 0,1% больше ожидаемого отчета 2015 года.
«Основной транзитообразующей страной для Украины остается Россия. Падение транзитных перевозок из этой страны обусловлено в первую очередь политикой РФ относительно максимальной переориентации собственного экспорта на российские порты. Об этом свидетельствует увеличение экспорта грузов через российские порты (+2%), и уменьшение через сухопутные пограничные переходы с соседними странами (-12%), то есть российский транзит через порты Прибалтийских стран и территорию Беларуси также снизился. Поэтому рост транзитных перевозок является маловероятным», — отмечается в пояснительной записке.
Однако в случае стабилизации ситуации на востоке страны транзит может увеличиться из стран Европы и из Беларуси. Также возможно увеличение транзита отдельных грузов из РФ в направлении Венгрии и Словакии, в частности угля и лесных грузов. Основными транзитными грузами останутся руда, уголь, нефтепродукты.
Грузооборот импортных перевозок в 2016 году прогнозируется на уровне 19,922 млрд тонно-километров, что на 3% больше плана 2015 года и больше ожидаемого уровня 2015 года на 1,4%. В импортной структуре перевозок, будут традиционно преобладать уголь, нефтепродукты и руда. В 2016 году прогнозируется увеличение перевозок нефтепродуктов, каменного угля и кокса учитывая невозможность поставок достаточных объемов отечественного сырья.
Грузооборорот экспортных перевозок запланирован на уровне 88,861 млн тонно-километров, что на 0,4% меньше плана 2015 года, но больше ожидаемого уровня 2015 года на 2%. Основными грузами в структуре останутся руда, зерновые грузы, черные металлы.
В 2016 году прогнозируется увеличение перевозок угля (на фоне практического отсутствия экспорта в 2015 году), зерновых грузов и черных металлов (в случае стабилизации ситуации на востоке страны).
Внутренние перевозки прогнозируются на уровне 61,987 млрд тонно-километров, что на 10,6% больше плана 2015 года и больше ожидаемого уровня 2015 года на 1,9%.
Основными грузами, которые транспортируются во внутреннем сообщении, будут уголь, стройматериалы и руда.
Доходы от перевозки грузов прогнозируются в размере 61,4 млрд грн, что больше плана 2015 года на 22,2% и ожидаемого отчета 2015 года на 17,7%, в том числе: по железным дорогам — 58,567 млрд грн, по вагонным филиалам — 2,833 млрд грн.
В документе напоминается, что в 2016 году предполагается индексация тарифов на перевозку грузов в пределах Украины с 1 марта 2016 года на 15%.