Главная » Компании » Алчность дяди Барреля. Казахстан готов к возможному «нефтяному шоку»

Алчность дяди Барреля. Казахстан готов к возможному «нефтяному шоку»

На мировом рынке нефти наметилось похолодание. После стремительного взлета цены на черное золото уже ползут вниз. Высказываются опасения, что уже после Пекинской олимпиады мировой рынок углеводородов может обрушиться. Главная причина – замедление темпов экономического роста в развивающихся странах. Какими последствиями обернется корректировка цен на нефть для государств, чье благосостояние в значительной степени основывается на экспорте углеводородов?
На берегах Хуанхэ

День «Х» – окончание Пекинской олимпиады выбран не случайно. Растущие аппетиты китайской экономики требуют все больше и больше энергоресурсов. Еще в конце прошлого года большинство аналитиков, а также официальных лиц КНР сходились на том, что высокий темп роста китайского ВВП сохранится, а, следовательно, спрос на нефть и нефтепродукты в Китае будет увеличиваться, и к 2030 году Поднебесная ежегодно будет импортировать почти 500 миллионов тонн нефти.

Но китайская экономика «перегревается» и начинает замедляться. В таких условиях политика фиксированных цен становится настоящим бичом для китайских нефтеперерабатывающих компаний. Столкнувшись с угрозой топливного кризиса, китайские власти вынуждены периодически повышать цены на основные нефтепродукты, что существенно снижает покупательную способность населения. Последнее такое повышение в июле этого года вызвало кратковременный обвал цен на мировом нефтяном рынке. Только за один день цена за баррель «черного золота» упала на 4 доллара. Правда, потом рыночная конъюнктура выправилась, поскольку данное событие было интерпретировано в пользу Китая. Однако сама тенденция является показательной. Она демонстрирует, насколько сильно зависит мировой рынок углеводородов от внутреннего спроса в Китае.

Кроме того, китайское правительство пошло еще на одну непопулярную меру, введя ограничения на движение автотранспорта в период с 20 июля по 20 сентября. Это привело к тому, что теперь на автостоянках ежедневно простаивает около полутора миллионов автомобилей, а это, в свою очередь, выливается в существенное снижение внутреннего спроса. А в сентябре этого года ожидается очередное подорожание нефтепродуктов.

Как отразится замедление китайской экономики и снижение внутреннего спроса на мировом рынке? Мнения специалистов в этом вопросе расходятся. Но в любом случае, уже сегодня ясно, что внутренний спрос на «черное золото» в КНР снижается. По сообщению агентства Reuters, в прошлый понедельник Китай официально уведомил о неожиданном сокращении импорта нефти в июле до семимесячного минимума.

В достаточно сложной ситуации оказался и потребитель углеводородов №1 – США. Американская экономика в последние годы переживает рецессию. Розничный спрос на бензин в США снижается. Так, на прошлой неделе он уменьшился на 3,8 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, и это несмотря на то, что цены на автозаправочных станциях отступили с рекордных отметок.

Прививка от «голланд-ской болезни»

Чем обернется грядущее понижение цен для стран, чье благосостояние в значительной степени основывается на экспорте углеводородов? И не только углеводородов, ведь коррекция мировых цен на нефть неизбежно отзовется эхом и на других рынках. Особенно сильную зависимость от ценовой конъюнктуры «черного золота» испытывает рынок металлов. Для Казахстана, чья экономика сегодня в основном питается доходами от продажи нефти и металлов, этот вопрос стал главной темой последнего времени. Так, выступая на круглом столе «Основные направления реформирования налогообложения», премьер-министр РК не исключил того, что цена на базовые экспортные продукты Казахстана – нефть и металлы упадет очень сильно.

– Мы исходим из той позиции, что мировая экономическая система, прежде всего, развитые рынки США, будет испытывать дополнительный шок, – сказал Карим Масимов. – Мы предполагаем, что снижение экономического роста развивающихся стран будет достаточно ощутимым – рост будет либо минимальным, либо будет рецессия на западных рынках.

Этот фактор следует учесть при разработке бюджета на ближайшие три года.

– Мы должны в планировании своих социальных обязательств, которые несет государство, в первую очередь рассчитывать на собственные силы. Это наша новая экономическая политика, – отметил Карим Масимов.

Такая обеспокоенность первых лиц государства грядущим «нефтяным шоком» закономерна: надеясь на лучшее, мы тем не менее должны быть реалистами и не исключать худшего сценария развития событий. Если учесть то, что экспорт углеводородного сырья является сегодня для Казахстана основной статьей доходов, можно с большей долей вероятности предположить, что коррекция мировых цен на «черное золото» окажет системное воздействие на казахстанскую экономику. Возможно, ей потребуется небольшая передышка для того, чтобы адаптироваться к новой ценовой конъюнктуре, а значит, темп прироста ВВП будет уже не таким высоким, как в прошлые годы.

Одной из мер, призванных обеспечить стабильное развитие отечественной экономики и повысить ее иммунитет перед лицом надвигающейся угрозы, станет реформа налогового и бюджетного законодательства. На прошлой неделе Министерство экономики и бюджетного планирования представило проект нового Налогового кодекса, а уже 26 августа окончательный проект будет рассмотрен на заседании правительства. Обновленный Налоговый кодекс вступит в действие в январе 2009 года.

Еще одно важное новшество – в 2008 г. будет принят первый в истории Казахстана трехлетний бюджет. Это значит, что теперь бюджетная политика государства будет планироваться на три шага вперед, с учетом всех возможных рисков для отечественной экономики, следовательно, возможности страны по решению долгосрочных задач существенно увеличиваются. Для республики, где сегодня полным ходом идет реализация стратегических прорывных проектов – необходимая и своевременная мера.

Предпринимаемые руководством страны действия позволяют рассчитывать на то, что Казахстану удастся пережить грядущий «нефтяной шок» относительно безболезненно. Уже сегодня международные эксперты отмечают, что казахстанская экономика обладает повышенной резервной устойчивостью к вызовам внешней среды. Рост цен не выйдет за пределы прогнозируемой нормы, а спад мирового спроса на «черное золото» позволит ослабить инфляционное бремя. Стабильное развитие Казахстана в ближайшие годы продолжится, и этому не смогут помешать ни «голландская болезнь», ни другие экономические вирусы.

Марат КУЗАКОВ

***
Алчность дяди Барреля

Когда в середине июля мировая цена на нефть поднялась до 147 долларов за баррель, цена на бензин в Казахстане отправилась к отметке в один доллар за литр. В те дни все, кто кормится от «черного золота», заговорили о том, что отечественный рынок сильно зависит от международного. И поэтому ГСМ в республике должны стоить приблизительно столько же. А когда цена нефти станет падать – тогда, возможно, и у нас бензин подешевеет.
Прошло больше месяца. Баррель стоит уже менее 115 долларов. И цена все время снижается. Но бензин в Казахстане дешевле не становится. Странно, когда нефть начала бить все рекорды – «горючка» в Казахстане «поправилась» буквально за день-два. Сегодня же наши нефтебароны заявляют, что розничный рынок не может отреагировать на такие колебания мгновенно.

Агентство по защите конкуренции наконец-то взялось доказать, что нас обманывали и продолжают обманывать, передав результаты своих проверок в финансовую полицию. Охотно верю, что финполовцы установят факты необоснованного завышения цен торговыми домами КМГ, «ПетроКазахстан» и прочими посредниками (себестоимость бензина АИ-93 при выходе его с нефтеперерабатывающих заводов колеблется в пределах от 20 до 30 тенге за литр). А что дальше? Последует снижение? Не факт! Нефтяники вместе со своими многочисленными бандами барыг будут обдирать нас, как и прежде. И вот почему.

Как ни крути, но такой монстр, как «КазМунайГаз» – а это государственная компания! – ориентирован на максимальную финансовую эффективность. То есть процедуру выколачивания денег из наших карманов любой ценой. И правительство поддерживает этот курс. А куда деваться? Мы же нефтяная держава! Поэтому в росте цен на бензин виноваты не мировые цены, а наше родное правительство. Причем разница попадает в карман непосредственно ему и нефтяникам. А все красивые слова о социальной ответственности большого бизнеса и государства – не более чем необходимые фигуры речи.

Эксперты полагают, что эта ситуация возникла только по одной причине – недоразвитый рынок, на котором конкуренция отсутствует, как класс. Вот в Америке цены на бензин почти такие же, как в Казахстане, хотя Штаты покупают нефть на рынке по действующим сегодня ценам, а мы в основном пользуемся своей. Стало быть, наш рынок непрозрачен и неконкурентен, а ценообразование на нем происходит исключительно по желанию посредников. Согласитесь, если их маржа колеблется в коридоре от 30 до 300 процентов, говорить о честной игре уже не приходится. В европейских странах и США разница между отпускной ценой завода-производителя и заправкой может достигать 20, 30 и даже 40 процентов. У нас эти цифры разнятся в разы! Потому что в республике никто и никогда не занимался созданием условий для конкурентной среды в сфере розничной торговли нефтепродуктами.

Отсюда вывод: неважно, добывающая мы страна или импортирующая. Решение проблемы – в эффективно устроенном рынке. Согласитесь, что перегнать бензин с завода на АЗС стоит копейки. Но те персонажи, которые занимаются этим процессом, почему-то считают, что могут за счет потребителей устанавливать себе зарплаты, сопоставимые с зарплатами нефтедобытчиков.

Поэтому еще один вывод: эти господа устанавливают высокие цены не потому что издержки высокие, а потому что аппетиты людоедские! А способность делиться, как известно, досталась только простейшим…

Возьмите рынок мобильной связи. Конкуренция на нем вполне сопоставима с нефтяным. Но на первом – цены постоянно идут вниз, а на втором – неуклонно маршируют вверх. Заодно подстегивая инфляцию и раздражая население страны.

Между тем объемы переработки нефти в республике за полгода превысили аналогичные показатели прошлого года. А еще – в связи с ситуацией в Грузии – премьер-министр Карим Масимов поручил Министерству энергетики и минеральных ресурсов и компании «КазМунайГаз» рассмотреть возможность переориентировать экспорт нефти на внутреннее потребление. Это может пополнить рынок еще одним миллионом тонн нефти. Но вряд ли бензин от этого станет дешевле – пусть даже мировые цены вернутся на уровень 60-80 долларов за баррель.

Кто-то из наших экспертов на неделе сказал, что с приходом на казахстанский рынок российского Газпрома цена на ГСМ в Казахстане может снизиться. Ну да, разбежался этот гость! Зря что ли г-н Масимов поручил подготовить постановление правительства о пролонгации запрета на экспорт дизельного топлива, которое действует до 1 сентября? Солярки крестьянам не хватает. Причем по вменяемой цене, а не просто в физических объемах…

И последнее. Сейчас в Европе цена литра бензина достигает двух долларов. В одном из комментариев представитель «Гелиоса» заметил, что розничная цена в Казахстане рассчитывается из среднемесячного значения котировок нефти. Наверное, этот принцип хорош для Европы – с ее среднемесячной зарплатой. И для работников «Гелиоса», а также «КазМунайГаза» и «ПетроКазахстана», у которых зарплаты именно такого уровня. В отличие от большинства отечественных налогоплательщиков.

К слову, в январе-июле 2008 года произведено 1503,5 тыс. тонн бензина, что на 3,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Как утверждают пессимисты, нефтебароны сделали это намеренно, чтобы поддержать высокую цену. А оптимисты почему-то считают, что если цена барреля упадет до 100 баксов, то и стоимость литра бензина вернется в прошлогодние рамки. Наивные!..

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.