В автопроме удалось не допустить остановки предприятий и массовых увольнений вопреки пессимистическим прогнозам, заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании по развитию автопрома.
«Наш рынок продолжает демонстрировать отрицательную динамику. Объем продаж всех типов автомобилей в прошлом году снизился по сравнению с 2014 годом больше, чем на треть, — заявил премьер. — Эксперты давали гораздо более пессимистические прогнозы падения российского авторынка. Эти пессимистические прогнозы не оправдались и самое главное, что мы не допустили остановки предприятий и массового сокращения людей».
Точки роста
Рынок автопрома в ближайшее время существенно не вырастет, нужно искать точки роста, заявил Медведев.
«По существующим оценкам, рынок в ближайшее время, в ближайшей перспективе существенно не вырастет. Способствует этому и рост закупочных цен, — заявил он на совещании о развитии автопрома. — Тем не менее, нужно искать точки роста и в таких весьма сложных условиях».
Медведев констатировал, что в автопроме удалось не допустить остановки предприятий и массовых увольнений вопреки пессимистическим прогнозам.
«Наш рынок продолжает демонстрировать отрицательную динамику. Объем продаж всех типов автомобилей в прошлом году снизился по сравнению с 2014 годом больше, чем на треть, — заявил премьер. — Эксперты давали гораздо более пессимистические прогнозы падения российского авторынка. Эти пессимистические прогнозы не оправдались и самое главное, что мы не допустили остановки предприятий и массового сокращения людей».
Глава правительства счел необходимым обсудить меры по поддержке отрасли и определиться с основными направлениями стратегии ее развития до 2025 года.
Медведев подчеркнул, что автопром является одной из ключевых отраслей экономики страны и напомнил, что до кризиса отрасль развивалась весьма динамично, в результате чего авторынок страны поднялся на пятое место в Европе, причем более 80 процентов продаж на нем составили автомобили, произведенные в РФ.
Говоря о результатах работы в 2015 году, когда удалось не допустить коллапса в этой сфере, премьер напомнил, что это было достигнуто во многом благодаря мерам поддержки отрасли в размере 43 млрд рублей. Медведев отметил хороший эффект программ стимулирования спроса, обновления парка, льготного лизинга и кредитования. «Из более, чем полутора миллионов новых автомобилей, которые были куплены в прошлом году, более трети приобретались с использованием специальных льготных условий. Стало быть 600 тысяч семей смогли сэкономить на покупке машин, а с другой стороны мы поддержали автопроизводство», — подчеркнул Медведев.
«В этом году мы этот курс продолжим», — добавил он.
Премьер обозначил два направления для поиска точек роста. Во-первых, он потребовал оперативно наладить работу по импортозамещению автокомпонентов, так как отечественные производителя находятся в существенной зависимости от них. Также нужно определить номенклатуру компонентов для локализации дополнительных производств в России и создать базу для разработки перспективных материалов и комплектующих. Вторым направлением премьер назвал анализ экспортных возможностей и продвижение российских брендов и компаний на внешних рынках.
Субсидии на 50 млрд
Автопром в 2016 году получит субсидии на 50 млрд рублей, также сообщил Медведев.
Хочу также сообщить, что только что я подписал распоряжение правительства о программе поддержки автопрома на 2016 год, — отметил он, выступая на совещании о поддержке автопрома. — Отрасль получит в текущем году наибольший объем субсидий из всех гражданских отраслей… Предполагается, что общий объем финансирования составит около 50 млрд рублей».
Премьер отметил, что цель этой программы — заложить основы для возобновления роста производства российских автомобилей.
Медведев заметил, что объем поддержки отрасли в текущем году примерно соответствует объему 2015 года в реальном выражении.
Говоря о конкретных мерах, которые продолжат реализовываться в 2016 году, премьер назвал обновление парка колесных транспортных средств, льготное автокредитование и лизинг, субсидирование процентов по инвестиционным кредитам компаний, содействие регионам в закупке муниципальной техники на газомоторном топливе, поддержка перехода на производство автомобилей повышенного экологического класса и сохранение эффективных рабочих мест.
Правительство выделяет в 2016 году 22,5 млрд рублей на продление программ поддержки спроса на автомобили — утилизацию и trade-in, сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
«На программу обновления парка через trane-in и утилизацию будет направлено 22,5 млрд рублей. Льготный лизинг — 5 млрд рублей. Льготное автокредитование — 2,3 млрд рублей — это за 2016 год, плюс к этому — 9,9 млрд рублей будет направлено на исполнение обязательств государства по программам, которые реализовывались в 2013 и 2015 годах», — сказал Мантуров.
«Субсидии на компенсацию затрат по инвестиционным кредитам с учетом всех корректировок составят 6,3 млрд рублей. Также очень важны меры, которые будут обеспечивать закупку муниципального транспорта на газомоторном топливе, городского электрического транспорта — это 3 млрд рублей и 1 млрд рублей соответственно», — добавил министр.
Он также отметил, что с текущего года запускается новая мера, направленная на увеличение доли экспорта автомобилей. Из бюджета РФ выделяется 3,6 млрд рублей на эти цели на 2016 год. Также 3 млрд рублей выделяется на обновление парка машин скорой и неотложной помощи.
«Сохраняются и те промышленные субсидии, которые работали в прошлом году, они индексированы на этот год и сумма увеличилась до 80 млрд рублей. Они будут использованы для компенсации части затрат на содержание рабочих мест, и на закупку энергоносителей», — заключил министр.
Новые проекты
Медведев также сообщил, что в РФ в 2016 году стартуют два новых проекта — поддержка экспорта отечественных авто и обновление парка машин скорой помощи.
«Мы начнем (в 2016 году) и два новых проекта — поддержка экспорта российских автомобилей и автокомплектов путем компенсации части транспортных затрат и расходов на приведение нашей техники в соответствие со стандартами покупателей, — заявил премьер-министр России. — И второе — это обновление парка машин скорой и неотложной помощи».
Медведев напомнил, что проект обновления парка машин скорой помощи был успешно реализован около 10 лет назад, однако после этого не все регионы смогли самостоятельно продолжить решение этой задачи. «Поэтому такое решение (о запуске новой программы на федеральном уровне) принято, — подчеркнул премьер. —
Необходимый объем поддержки будет выделен из федерального бюджета. Регионы должны будут, естественно, определить свою долю (софинансирования)».
«Есть стимул»
Минпромторг предлагает в скорректированной программе развития автопрома ориентироваться на оптимизацию производственных мощностей, увеличение локализации и экспорта, сказал Мантуров.
«Сами мощности загружены на сегодняшний день на 40%…У нас есть стимул, к чему стремиться. В новой стратегии развития автомобильной промышленности мы предлагаем исходить из консервативного сценария в части загрузки производств с оптимизацией неэффективных мощностей и повышением уровня локализации», — сообщил Мантуров.
Большая локализация, по его словам, застрахует производителей от валютных рисков «даже в условиях возможной волантильности».
Минпромторг ориентируется на увеличение экспорта автомобилей с сегодняшних 7,7% от всех производимых в РФ машин до 25% к 2025 году, отметил Мантуров.
«Еще одно перспективное направление — это наращивание экспорта. Особенно учитывая текущий курс рубля, в среднесрочной перспективе 3-5 лет необходимо будет обеспечить поддержку этого вектора в режиме текущих бюджетных обязательств, что позволит к 2020 году увеличить объемы поставок на внешние рынки. А к 2025 году мы ставим цель увеличение доли экспорта в объеме производства с сегодняшних 7,7% до 25%», — сообщил Мантуров.