Россия может отказаться от снижения импортных пошлин на самолеты и автомобили, сократить или вовсе ликвидировать квоты на льготный ввоз курятины, ужесточить фитосанитарный контроль и сделать невыгодным экспорт леса. Кроме того, российские власти могут начать смотреть сквозь пальцы на «пиратство» в области интеллектуальной собственности и ужесточить правила работы в России иностранных банков и страховых компаний. Именно так нужно понимать слова премьер-министра Владимира Путина о возможном выходе России из соглашений в рамках вступления страны в ВТО.
За полтора десятилетия переговоров о вступлении в ВТО Россия добровольно взяла на себя множество обязательств, очевидно, надеясь ускорить переговорный процесс. Российская экономика стала более открытой для глобального бизнеса, что, в свою очередь, позволяет другим странам принимать симметричные решения в отношении России. Если бы Россия присоединилась к ВТО, то через два года ей пришлось бы сократить пошлины на ввоз автомобилей и авиатехники, а также разрешить открытие филиалов иностранных страховых компаний. Кроме того, в России не были установлены заградительные пошлины на вывоз необработанного леса, поэтому экспорт древесины оставался довольно выгодным бизнесом.
Одним из важнейших «жестов доброй воли» стало то, что Россия снизила пошлины на часть птичьего и животного мяса, импортируемого в рамках установленных квот. Российские сельхозпроизводители неоднократно жаловались, что импорт курятины и свинины по льготным таможенным ставкам разрушает национальный агропромышленный комплекс. И вот, похоже, пробил звездный час российских птицефабрик и животноводов. «Вероятнее всего, Россия выйдет из соглашений, регулирующих поставку на внутренний рынок некоторых видов товаров, в частности, продуктов питания», — полагают в банке «Ренессанс Капитал».
Мясные квоты, по которым импортные ставки почти в три раза ниже обычных, могут быть резко сокращены или вовсе отменены. В правительстве объясняют это тем, что хотя Россия и взяла на себя обязательства, никакого ускорения переговоров по вступлению в ВТО не произошло. Российская экономика приоткрылась, но никакой выгоды от этого не получила. «Почти никаких плюсов мы не видим и не чувствуем, а нагрузку несем», — признал премьер Владимир Путин.
Аналитики отмечают, что от изменения мясных квот, в первую очередь, пострадают США, поскольку текущие договоренности предполагают ежегодное увеличение объемов экспорта в Россию мяса птицы из Штатов — вплоть до 2009 года. «Данная договоренность служила условием поддержки вступления России в ВТО со стороны ее торговых партнеров», — напоминают в Deutsche Bank.
Эксперты считают, что решение заморозить присоединение к ВТО в течение ближайшего времени будет способствовать развитию ряда секторов российский экономики — прежде всего, сельского хозяйства, ритейла и финансовой инфраструктуры. Но в дальнейшем следует ожидать оттока капитала из страны и спаду на фондовом рынке.
Кроме того, не стоит забывать о политическом аспекте. «Выход России из ряда соглашений, выполняемых ею в рамках выступления в ВТО, может привести к торговой войне между Россией и некоторыми странами, входящими в ВТО. Эскалация напряженности между Россией и Западом негативно отразится как на российской экономике, так и на ее фондовом рынке», — отмечают в «АнтантаПиоглобал».
В инвестбанке «Ренессанс Капитал» придерживаются другого мнения: отказ от выполнения ряда соглашений с партнерами по ВТО не будет иметь значительного влияния на экономику страны в долгосрочной перспективе, «однако может оказать негативное воздействие на инфляцию, а также отразиться на ожиданиях инвесторов».
А аналитики «Уралсиба» вообще не видят никакого негатива, считая, что для российской экономики решение по ВТО будет весьма выгодным. По их мнению, Россия не изменит свои стратегические решения, принятые в рамках переговоров по присоединению к ВТО. А основным таким решением является обязательство либерализовать внутренние энергетические тарифы к 2011 году. Именно в расчете на это в энергетику страны пришли крупные иностранные инвесторы, купившие пакеты акций в генерирующих компаниях. «Мы не думаем, что правительство Путина будет пересматривать свои тарифные планы, поскольку это приведет к замораживанию многих ключевых реформ, включая реформирование энергетической отрасли», — отмечают в «Уралсибе».