Сенаторы предложили вариант возможного зеркального ответа на решение Twitter убрать рекламу из аккаунтов российских СМИ: рекомендовать компаниям РФ воздержаться от размещения рекламы в этой социальной сети. По некоторым оценкам, это может обернуться для Twitter потерей миллионов долларов. Более суровые ответные меры в случае дальнейшего давления на средства массовой информации РФ прорабатываются российскими законодателями.
В среду на расширенном заседании рабочей группы по мониторингу внешней деятельности, направленной на вмешательство во внутренние дела РФ, было принято решение рекомендовать временной комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета предложить российским компаниям воздержаться от размещения рекламного контента в Twitter. Такое решение может быть принято на ближайшем заседании временной комиссии, которая состоится в первой декаде ноября.
Вместе с тем участники расширенного заседания рабочей группы отметили, что в случае более решительных действий США в отношении российских СМИ все механизмы для зеркального давления на американские СМИ в России имеются и будут применяться. Кроме того, профильные министерства и ведомства вместе с российскими парламентариями в настоящее время прорабатывают предложения по внесению поправок в российское законодательство.
Рекомендации рабочей группы
«В качестве ответной зеркальной меры на дискриминационные действия властей США в отношении российских СМИ рекомендовать российским компаниям воздержаться от размещения рекламного контента в Twitter, — сказал на заседании рабочей группы ее руководитель Олег Морозов.
В принятых рекомендациях также предлагается временной комиссии на ближайшем заседании обобщить представленные министерствами и ведомствами РФ предложения по симметричному противодействию антироссийской кампании, направленной на ограничения работы российских СМИ в США. Кроме того, комиссии рекомендуется «рассмотреть проекты законодательных инициатив, направленные на совершенствование российского законодательства в части защиты государственного суверенитета и предотвращение вмешательства во внутренние дела РФ, предложенные Министерством юстиции РФ, другими ведомствами и иными субъектами законодательной инициативы».
Часть заседания рабочей группы прошла в закрытом режиме. По его окончании Морозов заявил журналистам, что удар по российскому сегменту Twitter будет чувствительным в случае отказа российских компаний от размещения рекламы в этой соцсети, потери которой могут составить миллионы долларов. «Процитирую то, что прозвучало в закрытом режиме: это будет чувствительно для российского Twitter. Это миллионы долларов», — сказал Морозов журналистам.
Он также уточнил, что речь идет о десятках компаний, которые взаимодействуют с Twitter на рекламном рынке в России: компании с государственным участием и частные компании.
Механизмы есть
Глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что все механизмы для зеркального давления на американские СМИ есть, при этом он уточнил в беседе с журналистами перед началом заседания, что в настоящее время ведомство не готовит конкретных мер воздействия на СМИ и социальные сети США.
«Если говорить о регулировании американских средств массовой информации, да, они соблюдают букву закона. Но, если глубоко посмотреть на тему косвенного влияния со стороны американской штаб-квартиры на те СМИ, которые находятся на территории на РФ, безусловно, у Роскомнадзора есть достаточно механизмов для адекватного зеркального ответа. Если беспрецедентное давление, которое сейчас осуществляется на средства массовой информации RT и агентство Sputnik, если это давление будет продолжено, безусловно, необходимые механизмы имеются в наших руках», — сказал Жаров.
Он не исключил, что одной из зеркальных мер в сторону Twitter за действия по отношению к телеканалу RT и агентству Sputnik может быть требование локализовать персональные данные россиян в соответствии с законом РФ раньше середины 2018 года, однако решение будет приниматься коллегиально.
«Мы будем смотреть как развивается эта ситуация, но, по большому счету, закон работает с 2015 года, и в данном случае это добрая воля Российской Федерации, что мы ждем середины 2018 года. Будет расти давление на компанию RT и Sputnik дальше, очевидно, что будет коллегиальное решение — какие будут зеркальные меры. Но я просто в своем выступлении хотел подчеркнуть, что все инструменты у нас в руках есть, просто мы гораздо более, скажем так, толерантны и миролюбивы, чем наши американские коллеги», — сказал Жаров журналистам, отвечая на вопрос, может ли РФ в качестве ответных мер потребовать от Twitter локализовать данные россиян в РФ раньше срока.
Предложения Минюста
Министерство юстиции России подготовило свои предложения о зеркальных мерах в ответ на решения США в отношении российских СМИ. «Минюст России подготовил предложения, которые отражают правовые подходы, аналогичные тем, которые применяются США против наших СМИ. И мы будем вынуждены имплементировать нормы по усилению контроля за деятельностью иностранных коммерческих организаций, филиалов, представительств и иных аффилированных лиц», — сказал на заседании в Совфеде первый заместитель министра юстиции Олег Плохой.
Он подчеркнул, что соответствующие предложения представлены Совету Федерации, и эти меры могут быть запущены при соответствующих шагах американского правительства. Замглавы Минюста добавил, что продолжающаяся в США политика теперь направлена на ограничение экономической активности российских СМИ, работающих в США. «Полагаю, что оставлять это без законодательного ответа нельзя», — считает Плохой.
Многотомный труд
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на заседании в Совете Федерации заявила, что полное описание попыток вмешательства США во внутренние дела России потребовало бы многотомного труда. «Если мы будем, а, возможно, до этого дойдет, говорить полноформатно о вмешательстве США, думаю, понадобится публикация многотомных докладов с детализацией всего того, что происходит по линии РФ, и как это все осуществляется», — сказала Захарова.
При этом она добавила, что на Смоленской площади готовы подробно заняться этой темой, если к ней будет интерес. «Если будет запрос от законодательной власти, от гражданского общества, мы готовы сделать и такой доклад, но, повторяю, это будет фундаментальный труд», — сказала Захарова.
Она также заявила, что анализ действующего в США списка иноагентов показывает несостоятельность включения в него телеканала RT. «Анализ данного списка иностранных агентов показывает, что входящие в него компании, как правило, не производят медийный контент непосредственно с привлечением американских же журналистов, а занимаются лоббизмом и распространением материалов, присланных из-за границы», — сказала Захарова.
В качестве примера представитель МИД РФ привела японскую телекомпанию NHK, которая была включена в список на добровольных началах в 2012 году, поскольку ее руководство посчитало, что минюст США может связать распространение японских программ с политической деятельностью в интересах Токио. То же самое, по ее словам, можно сказать и о действующих в качестве иноагентов китайских газетах. «В отличие от упомянутых компаний, RT производит оригинальный контент и представляет собой именно журналистский коллектив, средство массовой информации в полном смысле этого слова. Поэтому поставить на одну доску наш канал с фактическими типографиями, либо ретрансляторами, либо лоббистскими структурами просто невозможно», — указала Захарова.
История вопроса
Главный редактор RT Маргарита Симоньян ранее сообщила, что власти США требуют от RT признания себя иностранным агентом.
Позже компания Twitter приняла решение снять всю рекламу с аккаунтов телеканала RT и информагентства Sputnik.
В Twitter пояснили, что решение убрать рекламу со страниц телеканала и информагентства RT основано на проверке в отношении сообщений о выборах 2016 года в США и «выводах разведывательного сообщества США о том, что RT и Sputnik делали попытки вмешиваться в выборы от лица российского руководства».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков выразил сожаление в связи с тем обстоятельством, что компания становится жертвой глубоких предрассудков в отношении российских СМИ и фактически создала прецедент неравного отношения к своим клиентам.