Осуждая Россию за признание Южной Осетии и Абхазии, деятели Евросоюза в очередной раз высказались за диверсификацию путей транспортировки нефти и газа. Цель — ослабить роль России и как производителя энергоресурсов, и как их поставщика. Логика многолетней «борьбы за диверсификацию» очевидна: любой потребитель хочет получить товар по минимальной цене, а для ее снижения нужно усилить конкуренцию — в нашем случае конкуренцию «труб».
На какие же альтернативные российским маршруты ЕС может сделать реальную ставку? Детальное рассмотрение этого вопроса приводит к сенсационному выводу: брюссельская бюрократия не в состоянии защитить общие энергетические интересы европейских стран. Более того, она вполне может поставить под угрозу стабильность снабжения нефтью членов ЕС: Венгрии, Чехии и Словакии.
Представим гипотетическую ситуацию. Нефть и газ из России в Европу больше не поставляются. Что же придет на смену газопроводу Ямал-Европа и нефтепроводу «Дружба», другим «трубам», берущим начало в «имперской» России? Ответ очевиден: газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и Баку-Тбилиси-Супса, а также переориентированная на север «труба» Одесса-Броды.
Пусть Грузия крайне нестабильна. Пусть курды периодически взрывают БТД (последний теракт был совсем недавно — 6 августа). Пусть в Кавказском регионе огромное количество экологических и сейсмологических проблем. Пусть о возможной переориентации нефтяных потоков из региона — в том числе в Россию — уже заявили Казахстан (основной поставщик) и Азербайджан (поставщик поддерживающий). Пусть. Но ведь США полностью контролируют кавказские и каспийские нефтепроводы! Администрации Клинтона и Буша приложили поистине титанические усилия, чтобы они вообще были построены — даже на поиск инвесторов для БТД ушли годы. А поддержка режима Саакашвили? Ведь ее цена (в том числе не в долларах выраженная) очень велика. Неужели теперь Америка поделится с Европой контролем над маршрутами, от которых зависит ее собственная энергетическая безопасность? Рассчитывать на это — более чем наивно.
Что же остается? «Незалежная труба» Одесса-Броды. Построенный в пику «москалям» в 2002-м, этот нефтепровод должен был прокачивать казахскую и азербайджанскую нефть в польский порт Гданьск. Представьте себе этот маршрут полностью. Казахстан — Грузия/Турция — перевалка в танкеры — танкеры в Черном море — новая перевалка из танкеров в трубу в Одессе — прокачка через Броды до Балтийского моря в Гданьск. Огромное расстояние и не поддающиеся нормальному прогнозированию расходы на транспортировку. Неудивительно, что вплоть до 2004 года «незалежная труба» была сухой. В 2004-м Украине по давней традиции протянула руку Россия. Одесса-Броды эксплуатируется в реверсном (обратном) направлении российскими компаниями — как продолжение «Дружбы». Прокачка нефти возросла с 1 млн тонн в 2004-м до 9,9 млн тонн в 2007 году. В прошлом году Украина только в виде тарифной выручки получила $80 миллионов.
Но не так давно президент Украины Виктор Ющенко подписал указ «Об обеспечении работы нефтепровода Одесса-Броды в проектном направлении». Имеется в виду — на север, хотя проект допускает оба варианта. Очевидно, на этот маршрут и делает сегодня ставку ЕС.
Эта ставка не просто ошибочна — она опасна. И дело не только в том, что премьер-министр Украины Юлия Тимошенко считает указ «коррупционной схемой, разработанной в секретариате президента». И не в том даже, что сегодня по «трубе» реально прокачивается почти 10 млн тонн, а в случае ее аверса (разворота) пока не набирается и двух. Вот настоящая угроза: если «развернуть» трубу Одесса-Броды, в «Дружбе» возникнет нечто вроде «пробки». Это может сорвать поставки нефти по нефтепроводу «Дружба» — в Венгрию (6,5 млн тонн), Чехию ( 4,6 млн) и Словакию ( 5,5 млн). Поставки эти осуществляются десятилетиями без каких-либо проблем. Интересно, что выгоду от подобного развития событий получит не объединенная Европа и даже не Украина с Польшей (их доходы от транзита по развернутой трубе будут ничтожными), а Вашингтон. США надеются (и не без оснований), что лишенные гарантированных российских поставок восточноевропейские страны станут намного лояльнее.
Зачем все это Евросоюзу? Ведь от разворота «незалежной трубы» он не получит ничего, кроме внутреннего конфликта. Долгосрочное партнерство с Россией — намного выгоднее. И это не идеология, а расчет.