Главная » Компании » Китайский автопром – только для китайцев

Китайский автопром – только для китайцев

Китайские автомобили с трудом выходят на российский рынок. За первое полугодие 2008-го суммарные продажи продукции китайского автопрома остались на уровне аналогичного периода 2007 года, а в июне даже сократились на 12%. Пока автопром Поднебесной завоевал симпатии лишь соотечественников.

На Московском международном автосалоне продукция made in China заняла более четверти всех площадей. Однако посетители выставки отметили большое количество «китайских копий» иностранных авто. Причем мастера из Поднебесной даже не удосужились приобрести лицензии или заключить контракты на использование иностранных брендов — они просто клонировали западные разработки, дополнив их мелкими деталями. Стоит лишь сравнить Mini Cooper от BMW и Lifan 320, Hammer H1 и Dongfeng EQ 2050, Scion XB и Great Wall Coolbear или Smart Fortwo и Shuanghuan Noble. Кроме того, на выставке была представлена китайская новинка — компактный малолитражный хэтчбек А-класса Chana, который будет продаваться в России с октября, по цене от 270 тыс. руб.

У китайского автопрома, который официально начал поставлять свою продукцию в Россию лишь в 2005 году, большие виды на российский рынок, который по темпам роста и объему продаж является первым в Европе. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), продажи автомобилей иностранных марок в России (включая иномарки местной сборки) в январе-июле 2008 года выросли на 46% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составили около 1,257 млн машин. В целом за 6 месяцев на территории РФ, по данным консультационно-аудиторской сети PricewaterhouseCoopers (PwC), было поставлено на учет 1,645 млн автомобилей, в то время как в Германии, занимающей второе место в 2008 году — 1,63 млн. Согласно прогнозу «Объединения автопроизводителей России», в 2008 году общие продажи легковых автомобилей в стране превысят 3,3 млн единиц, из них российских марок – 745 тыс., иностранных брендов отечественной сборки – 620 тыс., а импорт составит 1,8 млн.

На фоне убедительного роста продаж иномарок объемы успехи китайцев не впечатляют: из 50-ти иностранных марок рейтинга Комитета автопроизводителей АЕБ лишь 8 — китайского производства. Лучше всего продается Chery – 9891 штук за первое полугодие. При этом лидер китайского автопрома на российском рынке занимает лишь 21 место в рейтинге продаж. Более того, по сравнению с первым полугодием прошлого года продажи данной марки упали на 47%. Столь же неудачно сложилась судьба других китайских марок – FAW (-6%) и Hafei ( — 37%). Lifan и Brilliance вышли на российский рынок лишь в этом году, потому существенного влияния на общие результаты еще не оказывают. Относительный успех в России имели Great Wall и BYD — как правило, внедорожники или малолитражки.

В целом китайские машины занимают лишь 2,3% рынка иностранных автомобилей в России. На фоне роста продаж иномарок в РФ показатели китайского автопрома остаются неизменными — в первую очередь, из-за резкого спада продаж Chery. Дело в том, что российское предприятие «Автотор» прекратило сборку этих машин, и компании пришлось перепрофилироваться на прямой импорт в Россию.

Тем не менее, российские производители медленно, но верно идут на сотрудничество с китайскими коллегами. Так, «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ) заканчивает сертификацию автомобилей Vortex Estina (бывшая Chery Fora) и Chery Tiggo. Сварка и сборка этих моделей будет осуществляться на производственных мощностях ТагАЗа. Кроме того, на черкесском автозаводе «Дервейс» выпущена опытно-промышленная партия автомобилей Lifan Breez с кузовом хэтчбек. Премьера этой модели прошла на стенде Lifan в рамках Международного московского автомобильного салона-2008. Уже этой осенью новинка поступит в продажу. А на заводе АМУР, после сертификации на соответствие новому экологическому стандарту, должно быть продолжено производство внедорожника ZX Landmark и пикапа ZX Grand Tiger.

На внутреннем рынке Китая автомобили местного производства более востребованы. Хотя и здесь отмечаются некоторые негативные моменты. На сегодняшний день рынок КНР является вторым по величине после американского и первым – по перспективности. В настоящее время лишь 44 китайца из тысячи владеют собственным автомобилем, тогда как в развитых странах этот показатель равен 600, а в США — 800. По словам первого заместителя председателя Китайского общества автомобилестроения Дун Яна, в 2007 году в Китае выпустили и продали свыше 8,7 млн автомобилей, а в 2008 году эта цифра может увеличиться до 10 млн единиц – такими объемами оперируют лишь США, Европа и Япония.

Следует отметить, что китайский автомобильный рынок ориентирован на широкую потребительскую аудиторию — разброс цен на автомобили различных марок составляет от 30 до 500 тыс. юаней. В связи с тем, что правительство КНР проводит политику поощрения производителей малолитражек, отчественные автомобили с объемом двигателя 1-1,6 л занимают 54,28% от общих объемов продаж «легковушек», а автомобилей с объемом двигателя 1,6 – 2 л — лишь 25,80%.

При этом, по данным Reuters, объем проданных в КНР автомобилей в июле впервые за последние два года вырос лишь на 6,79% (170 тыс. единиц). Причина том, что Государственная комиссия реформ и развития КНР приняла решение о повышении с 20 июня 2008 года цен на нефтепродукты. В результате цены на бензин в стране выросли на 17%, на дизельное топливо — на 18%, на авиационный керосин — на 25%.

По данным Центра автомобильных исследований Китая (CATARC), из 10 млн автомобилей 80% выпускается под брендами, принадлежащими совместным предприятиям. Под китайскими брендами выпускаются лишь 26% автомобилей (Chery – 380 тыс.; Brilliance – 300 тыс.; Geely – 296 тыс.; BYD – 100 тыс.; FAW (исключая Mazda6) – 26,287 тыс.; JAC – 40 тыс.). В целом, китайским рынком «владеют» западные производители, имеющие совместные предприятия на территории КНР. Это, прежде всего американская GM (1,03 млн авто) и Volkswagen (900 тыс. авто). Среди лидеров, экспортирующих национальные бренды за рубеж, по данным ОАО «АСМ-холдинг», — Chery, Geely, Hafei и Chang’an.

Эксперты считают, что рост объемов продаж китайских автомобилей в России будет плавным: получение льгот под сборку иностранных авто на российских предприятиях сейчас практически невозможно, да и особой популярности у потребителей национальные бренды Китая пока не получили.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.