Главная » Компании » «Украину ждет астрономический рост цен на газ»

«Украину ждет астрономический рост цен на газ»

Несмотря на все обещания премьера Украины Юлии Тимошенко, Украину ожидает двукратное подорожание газа. То есть, уже с 1 января 2009 года цена на голубое топливо поднимется минимум до 0 за тыс.куб. Такой астрономический скачок ударит по населению, для которого вырастут тарифы на ЖКХ, а также по основным отраслям экономики: металлургии и химической промышленности. Кроме этого, в условиях отсутствия реакции со стороны властей на негативные последствия мирового кризиса, Украину ожидает новый всплеск торговых «войн» с РФ. Об этом в интервью «Росбалту» рассказала депутат от Партии Регионов, министр экономики в оппозиционном кабмине Украины Ирина Акимова.
— Премьер Юлия Тимошенко со скандалом полетела в Москву на переговоры о поставках природного газа для Украины. Накануне ее визита прозвучали неутешительные прогнозы для украинской стороны о том, что газ для европейских стран будет стоить не меньше $500 за тыс.куб. В таких условиях, когда Украина заявляет о своем движении в ЕС, какую цену на голубое топливо может выставить Российская Федерация?

— Действительно, слухи о подорожании газа для Европы уже подтвердились на официальном уровне. Поэтому другие слухи о том, что газ для Украины будет порядка $400, становятся все более и более реальными и актуальными. Эта цифра может колебаться. Называют более вероятную стоимость в пределах от 360 до 400 долларов за тыс. куб., но в любом случае это значит, что Украину ждет двукратное повышение цены на основной энергоноситель. Конечно же, это негативно скажется на нашей экономике. Прежде всего, на секторе ЖКХ, который потребляет газ. Учитывая, что эта сфера была и есть наиболее проблемная, последствия будут очень серьезными. Поскольку в течение 2008 года на реформирование этой отрасли практически не выделялись средства, существующая проблема изношенности отрасли усугубилась еще больше. Нынешнее правительство Тимошенко пыталось удерживать тарифы для населения, и темпы их роста были существенно ниже, чем темпы роста цен на газ. Но рано или поздно это должно закончиться. То есть в данных условиях основной удар от роста цен на газ будет переложен на плечи населения. Ведь возникает вопрос: кто и как будет оплачивать кросс-субсидирование дальше? Если тарифы и дальше будут пытаться удерживать на прежнем уровне, то это станет проблемой местных бюджетов. Тем более что в проекте бюджета на 2009 год мы не видим достаточного количества трансфертов, которые бы могли покрыть значительную разницу цен на газ. В проекте, который подала в Верховную Раду Тимошенко, не заложены эти деньги. И все показатели этого главного финансового документа страны на следующий год также рассчитывались, исходя из цены на газ порядка $260. А это, к сожалению, на сегодняшний день нереалистично. Значит, вполне возможно, что нас ждут огромные проблемы как на местах, так и у населения, а также у производителей.

— Мы помним, что в прошлом году перед подорожанием цены на газ до $179,5 за тыс.куб представители украинской химической и металлургической промышленности в один голос кричали, что предельная цена рентабельности для этих отраслей максимум $200. Что же будет сегодня с этими основными, наполняющими бюджет отраслями, если цена вырастет почти до $400?

— Конечно же, такая цена ударит по нашей промышленности. Последние три года мы не раз задавали вопрос: а где же тот предел цен, после чего начнутся серьезные проблемы для этих отраслей? Я думаю, что вопрос о предельной рентабельности логичнее задавать непосредственно представителям этого бизнес-сектора. Ведь совершенно очевидно, что бизнес-сектор, в отличие от государства, предпринимал адаптационные меры. В частности, это касается металлургических предприятий, которые реструктивизировали свои производства, делая их более энергоэффективными. Но здесь кроется главная угроза. Такие шаги можно предпринимать в условиях прогнозируемой цены на газ. Но ее рост у нас до сих пор остается совершенно не прогнозированным, поэтому учесть изменение цены на газ в бизнес-планах очень тяжело. Посему удар по бизнес-сектору Украины, безусловно, будет. А если учесть ко всему этому не очень благоприятную конъюнктуру мировых рынков, особенно для наших экспортеров, то я боюсь, что этот удар может быть значительнее, чем мы даже предполагали. То есть такой быстрый, по сути, астрономический рост цен на газ в два раза, плюс последствия кризиса на мировом рынке, да еще и политическая нестабильность внутри Украины скажутся крайне отрицательно на темпах роста всей экономики. И цепочку эту можно продлить. Это автоматически повлечет снижение поступлений доходов в бюджет, а это вызовет проблемы в социальном секторе и в финансировании каких-либо структурных реформ. Вот почему мы с такой большой обеспокоенностью наблюдаем за этими процессом. В этом контексте хочется напомнить слова Тимошенко, когда она только пришла к власти. Тогда, на начальном периоде ее правления она обещала, что добьется таких цен на газ, как были в прошлом, чуть ли не на уровне $50 за тыс. куб! Сегодня, понятное дело, это выглядит не просто смешно, а фантастически нереально, такие заявления – оторванные от мира сего.

— Украинское правительство настаивает на устранении всех посредников с газового рынка, чтобы подписывались прямые контракты между «Нафтогазом» и «Газпромом». По вашему прогнозу, это удастся Тимошенко? Многие эксперты не исключают, что за таким желанием премьера на самом деле кроется намерение завести на рынок «своего» посредника вместо «РосУкрЭнерго»?

— Эта идея звучит из уст Тимошенко с первого дня ее прихода к власти. Она одновременно продвигалась с ее заявлениями о цене на газ в $50. Я не думаю, что идею устранения посредников так просто реализовать. Поскольку в данной цепочке есть две переговорные стороны. И если одна из сторон это предлагает, а другая не согласна, то это не получится. Естественно, прямые поставки всегда лучший вариант. Но сегодня я бы не была столь оптимистична, как премьер. Что же касается версий о намерениях завести «своего» посредника, то я абсолютно не исключаю этот вариант. Тем более, учитывая менеджерское прошлое Тимошенко. Речь идет не столько о ликвидации посредников, сколько о замене одного посредника на другого, который является более близким и «надежным» инструментом для реализации своих интересов.

— Ваш прогноз: Россия будет тянуть до последнего — до глубокой зимы с определением цены на голубое топливо? Или можно надеяться на подписание контрактов уже в ближайшее время, как заявляет премьер?

— Как известно, газовая сфера – одна из самых закрытых и непрозрачных, поэтому здесь тяжело делать какие-либо точные прогнозы. Но если посмотреть историю последних лет, то обычно Украина и Россия договаривались о цене на газ не раньше, чем к концу года. Поэтому мне кажется, что последние переговоры Тимошенко в Москве вряд ли можно назвать успешными. Там не будут достигнуты конкретные договоренности, как по объемам поставок, так и по графику роста цен. И час Ч, когда будут поставлены подписи под более ли менее конкретным контрактом в будущем.

— Похоже, сегодня Украину должна волновать не только цена на газ, но и последствия кризиса мирового фондового рынка. Хотя премьер и депутаты БЮТ заявляют, что на украинской экономике мировой кризис вообще никак не отразился. Но эксперты уже констатируют проблемы у экспортеров. То есть власть просто закрывает глаза на эти процессы?

— Еще в пятницу Тимошенко заявляла, что нет никаких негативных последствий на Украине на фоне мирового фондового кризиса. А даже если они будут, то она не виновата. Это мне напоминает «разборки» на уровне детского сада. Они смешны и абсолютно несерьезны. Правда, проснувшись в понедельник, госпожа Тимошенко наконец-таки осознала, что Украина тоже живет в условиях финансовых рисков. Поэтому она начала настаивать на созыве СНБО (Совета национальной безопасности и обороны Украины, — прим. ред.) по вопросу смягчения этих рисков в условиях Украины. То есть ситуация у нее поменялась на 180 градусов. Поднятие такой паники не нужно, нам нужны прагматичные и разумные действия. А паника очень опасна. Я могу сказать, что на данном этапе угрозы немедленного финансового краха уже завтра у нас нет. Здесь нашему государству в какой-то степени повезло, потому что наш фондовый рынок не настолько развит, как в других странах. В связи с этим сила финансового мирового кризиса у нас будет существенно ослаблена. Но это не значит, что он пройдет мимо нас. Тем более что уже на днях он достиг Европы, где финансовые учреждения терпят банкротство или испытывают очень большие проблемы.

Украина должна готовиться к кризису, но наша власть этого не делает. Нужно было бы вести взвешенную бюджетную политику, резервировать средства, которое могли бы понадобиться в случае финансовых рисков. Но у нас делались совершенно противоположные вещи: раскручивание социальных выплат привели к еще большим темпам инфляции, а значит — к меньшей макроэкономической стабильности. У нас начал нарастать уровень дефицита торгового баланса, а уже в следующем году прогнозируют проблемы с платежным балансом. И это подтверждают оценки международных рейтинговых агентств: FITCH понизил наш рейтинг до негативного. Это говорит о том, что правительство вообще не задумывается о том, как предотвратить негативные последствия, от которых нам убежать не удастся. Хотя в других странах, той же России, предпринимаются соответствующие шаги.

— Вероятно, помимо всех этих проблем Украине стоит ожидать новый всплеск «торговой войны» с Россией. Российская сторона уже работает над планом по защите своего товаропроизводителя в условиях членства Украины в ВТО. Значит, российский рынок могут закрыть для нашего молока, сыра и карамели. Какими будут последствия для нашей экономики?

— К сожалению, мы наблюдаем не только за политическими противоречиями, но и экономическими, которые возникают в последние годы между Украиной и Россией. Это длится практически полтора–два года. И не исключено, что этот процесс будет продолжаться. Ни для кого не секрет, что одним из самых важных вопросов, который будет влиять на экономические отношения, будет вопрос: будет ли Украина и дальше настаивать на вступлении в НАТО. Эта тема, как только поднималась на уровне нашей власти, стразу же волнами отражалась на экономике. Ухудшение отношений по политической линии сразу же вызывал новый этап торговой войны. Я думаю, что эта ситуация не стабилизируется.

— Тем более что в декабре текущего года состоится заседание министров иностранных дел НАТО, где Украину и Грузию могут присоединить к ПДЧ?

— На данном этапе члены так называемой Старой Европы не высказывают большой радости в отношении принятия Украины в НАТО. Понятное дело, что после событий в Грузии, всех трений между Украиной и Россией в этом клубе не нужен новый член со своими проблемами и конфликтами. Но любое политическое решение однозначно отражается на экономике. Единственное, что Украине может помочь в этой ситуации, так это то, что мы являемся членом ВТО. Поэтому многие спорные вопросы будут решаться более цивилизованным способом. Благо, что мы уже прошли этап отношений, когда со стороны Украины были неаккуратные заявления, в частности, это делали некоторые представители МИД, что мы будем препятствовать или выдвигать новые требования РФ на ее пути в ВТО. К счастью, это позади.

Если же все-таки Россия введет запреты на поставки нашей продукции, то для нас последствия будут очень негативными. Ведь бизнес-планирование происходит заранее. По крайней мере, планируются годовые контракты. Значит, это ударит по нашим поставщикам сельскохозяйственной продукции. Но, с другой стороны, нужно посмотреть, какая ситуация сейчас на мировом рынке. Там резко возрастает потребность в сельскохозяйственной продукции. И в этом смысле Украина как страна с достаточно развитым аграрным сектором имеет хорошие перспективы. Но, чтобы перестроиться, выйти на новые рынки, всегда требуется время. Поэтому, когда объявляется торговая война, немедленной реакцией являются финансовые потери для производителей. Однако надо помнить, что торговая война – это обоюдоострое оружие, которое, если использовать очень часто в качестве экономического шантажа, в конечном счете, может толкнуть торгового партнера большими усилиями и средствами на переориентацию своих потоков в другие страны. Понятно, что для Украины этот вопрос долгосрочной перспективы. Но думаю, что об этом стоит задуматься и нашим торговым партнерам. Экономический шантаж здесь не уместен ни для одной из сторон.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.