31 августа стало известно о совместном китайско-украинском производстве крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия» (в переводе с украинского «мечта» – прим. ТАСС).
Авиастроительное предприятие «Антонов» подписало соглашение с китайской компанией China Аirspace. Согласно документу, в первую очередь предусматривается сборка второго модернизированного экземпляра самолета (он уже готов на 70% – прим. ТАСС) на Украине, а затем создание совместного серийного производства в Китае по лицензии «Антонова».
Китайский гигант
По мнению военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, китайцы купили Ан-225 для того, чтобы у них был самый крупный по габаритам и самый тяжелый грузоподъемный самолет в мире.
При этом эксперт подчеркнул, что ни о каком спасении оборонно-промышленного комплекса Украины речь не идет. Пекин в этом никак не заинтересован.
Космическая «Мрия»
Эксперт также называет прагматические причины потребности Китая в таком самолете. По его мнению, страна собирается создавать свои многоразовые космические корабли, поэтому Ан-225 ему нужен именно для такой цели.
С 1988 по 1994 год самолет выполнил 339 полетов (по программе «Буран – Энергия», закрытой в 1992 году, а также испытательных и коммерческих) общей продолжительностью 671 час.
Часть рейсов «Мрия» с установленным на ней «Бураном» выполняла на международные авиасалоны и технические выставки. После этого самолет долгое время отстаивался на аэродроме в Киевской области, так как его коммерческая эксплуатация представлялась финансово неоправданной.
Воздушный старт
Литовкин называет еще одну возможность применения КНР самолета Ан-225 – для системы «воздушного старта».
В советское время Ан-225 предполагалось использовать как первую ступень системы «воздушного старта» космического челнока (для этого самолет должен был обладать грузоподъемностью не менее 250 т – прим. ТАСС).
Проект этого тяжелого самолета к современной Украине не имеет практически никакого отношения. Решение о его строительстве было принято в 1985 году. Новый самолет создавался для транспортировки космического корабля многоразового использования «Буран» на базе тяжелого грузового самолета Ан-124 «Руслан». Руководителем проекта был конструктор Виктор Толмачев, ранее также работавший над «Русланом».
Для строительства «Мрии» потребовалась мобилизация многих предприятий Советского Союза. Узлы и детали самолета делали в Ульяновске, части крыльев – в Ташкенте, пилотажное оборудование и шасси – в Москве и Нижнем Новгороде, двигатели Д-18Т создали в Запорожье на «Мотор Сич», а сборку и все другие работы проводили в Киеве.
Украинский авиастроительный концерн «Антонов». Досье